Новостной портал "Город Екатеринбург"
25 ноября, Екатеринбург 1.8°
Курс ЦБ 102.58 107.43
Главные новости

Тайны самоцветов: смотрим, как на Урале добывают изумруды, бериллы и александриты

Все мы слышали, что в окрестностях поселка Малышева под Асбестом есть месторождение изумрудов. И казалось, что производство драгоценных камней уже не работает, однако это не так. Благодаря развитию в Свердловской области промышленного туризма экскурсия на АО "Мариинский прииск" стала доступна каждому. Корреспондент НАШЕЙ отправился туда, чтобы показать читателям, как добывают чудесные зеленые камни, а также совсем уникальные александриты, которые стоят дороже бриллиантов.

Тайны самоцветов: смотрим, как на Урале добывают изумруды, бериллы и александриты

Чтобы попасть на производство, нужно записаться на экскурсию. Ее стоимость, по словам генерального директора АО "Мариинский прииск" Евгения Василевского, зависит от того, какие площадки вы захотите посмотреть. Например, посещение музея предприятия и смотровой площадки на борту карьера со "старательским этюдом" (воссоздание исторических событий находки первого изумруда) обойдется в 1000 рублей с человека, если наберется группа 15-20 человек. Для пенсионеров, школьников, студентов цена ниже. А вот полная экскурсия, включающая осмотр самого производства, где отбирают изумруды, будет стоить уже 4500 рублей с человека, а группа будет до 10 человек.

Знакомство с "Мариинским прииском" начинается с рассказа о Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении, истории предприятия, памятнике "Шахтерская слава". Потом экскурсия переместится в музей в комнату штуфов, где можно посмотреть изумруды и бериллы в куске породы.

Здесь продемонстрируют оборудование, которое использовалось раньше, и проведут лабораторную работу: можно сравнить минералы под микроскопом. И научат отличать натуральный берилл от подделки. Но самое интересное ждет впереди. Экскурсанты отправляются на изумрудоизвлекательную фабрику.

На фабрике работницы вручную отбирают изумруды и бериллы с конвейерной ленты и складывают их в опломбированные "кружки". Здесь очень шумно. Смена длится семь часов. За ними бдят охранники. И можно увидеть, что закинув очередную находку в "кружку", женщины поднимают открытую руку, чтобы показать, что ничего не спрятали. Всего в АО "Мариинский прииск" работают 60 человек.

– После ручной отборки руду загружаем в бункер и потом еще раз прогоняем, проверяем. Но существует расчет, что извлекаем 98% кристаллосырья. Изумруды, александриты, фенокиты, хризобериллы и бериллы снимаем с ленты, – рассказал генеральный директор.

По словам работниц, камни хорошо видно. Признаются, что уже привыкли к работе, поэтому усталости особо не чувствуют от монотонной работы.

За год находят 5 тонн бериллов, 2,5 килограмма александритов и 150 килограммов изумрудов. Процесс добычи кристаллов такой: в шахте отбирают и поднимают руду, на фабрике очищают от пустых пород и извлекают камни, потом их отправляют на доочистку и сортировку.

– Геологоразведка показала, что в нашей шахте еще 60 тонн изумрудов есть, с 1834 года удалось поднять на поверхность только 30 тонн. Вокруг в лесах еще 32 месторождения есть, они стоят на прозапасе. Так что минимум 500 тонн еще должно быть. Изумрудная тема будет длиться здесь еще 200 лет, – отметил Евгений Василевский.

Есть на фабрике одна машина "Сортекс", автоматически отбирающая изумруды. Это машина ошибок практически не выдает. Камни просвечиваются лампами специального спектра, срабатывает датчик, и под давлением воздуха через форсунки кристаллы отсреливаются в специальный ящик, а дальше уже работница отбирает из всего, что попало в этот ящик (а в него попадает все, что имеет зеленый оттенок), самоцветы.

– Стоимость машины – около 40 миллионов, – отметил глава "Мариинского прииска". – До 2025 года мы планируем купить еще четыре. Но сокращения кадров не будет, перейдем на три смены работы, сейчас — две. Работницы будут на контроле работать. Мы планируем получать 750 килограммов изумрудов в год за счет увеличения объема. Пока отрабатываем 95 тысяч тонн руды в год, проектная мощность рудника – 200 тысяч тонн. Сейчас изучаем, то есть подтверждаем запасы, чтобы показать общую картину и утвердить на госучете. Через два года закончим и начнем работать только в богатых блоках, а не во всех.

Сейчас "Мариинский прииск" продает 40% сырья местным ювелирным предприятиям и 60% зарубежным. В первую очередь кристаллосырье отбирает и приобретает Гохран РФ. Остальное идет на продажу. Покупают компании, имеющие соответствующую лицензию.

"Кружки" с кристаллами дальше попадают на сортировку и очистку в гранильное производство. Здесь также трудятся женщины. Они раскладывают камни по разным кучкам: первый, второй, третий сорт. Разглядывают их под лампами.

На предприятии хранится уникальный изумруд, который назвали "Губернаторским". Его вес – 1,1 килограмма. Оценили в 10 миллионов рублей.

– Его шахтеры нашли в 2012 году, – рассказал Василевский. – Он может храниться только у нас или в музее. Нельзя вывозить из страны, разбирать на части. Считается уникальным из-за сохранности граней, его не обрабатывали. Именно таким создала природа.

И еще один особо ценный экземпляр. Имени у него нет. Весит 388 граммов, а стоит дороже "Губернаторского" – 15 миллионов. У него лучше цвет и чистота. Он самый лучший из изумрудов, эталон для производства.

Еще здесь показали фенокиты – полудрагоценные камни-обманщики, которые до недавнего времени на рынке не были так известны, как сейчас. Если его огранят и положат рядом с бриллиантам, то без знаний геологов их не различить. Ценится выше, чем другие аналоги бриллиантов, потому что фенокит имеет природное происхождение. Сейчас они активно используются в ювелирных изделиях.

И особая гордость предприятия – александриты. Это самые редкие камни. Без освещения они ничем не примечательны, имеют черный цвет, но если вынести на солнце или подсветить, то увидите камень красивого малинового оттенка. В России он считается самым дорогостоящим – 20 тысяч рублей за грамм. Перед вами сейчас практически полмиллиона. На "Мариинском прииске" добывают около 2 килограммов в год. В мире есть еще одно месторождение – на Мадагаскаре.

А экскурсия с гранильного производства отправляется на смотровую площадку на борту карьера Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения, он "законсервирован" и выглядит теперь очень живописно. Здесь же создали искусственный штрек – макет "Горная подземная выработка", где примерно воссоздали участок добычи в шахте. А туристам предлагают почувствовать себя старателем и найти изумруды. Нашему корреспонденту не повезло, а более удачливые коллеги намыли флюориты разного цвета, кварцы, тальк, актинолит. Но забирать их на память, к сожалению, нельзя. Законодательство России в части оборота камней строгое.

– Покупатели приезжают и говорят, мы видели идеально чистые изумруды. И показывают фото – лежит горсть камней, и все прозрачные как бутылочное стекло. Я авторитетно говорю, что это леченные камни. У нас такой технологии в стране нет. За рубежом их погружают в специальную среду и под давлением закачивают определенные растворы. Он заполоняет микротрещины. Но это все выявляется. Мы не лечим камни. Уральский камень всегда имеет некие вкрапления, тем самым подчеркивают его природное происхождение. Первого сорта мы получаем 20% изумрудов, второго – около 30%, третьего – 50%. Но они все востребованы. Кстати, наши бериллы за границей считают драгоценными камнями, а у нас – нет. Но в Гохран России задумываются изменить градацию и увеличить линейку, – отметил Василевский.

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы получать информацию самыми первыми и выигрывать ценные призы!

Автор: Редакция

Новости партнеров