Взрывной боевик, бессмысленный и беспощадный: рецензия на фильм «Джейсон Борн»

Пятый фильм про суперагента ЦРУ Джейсона Борна (Великобритания, Китай, США, боевик, 16+) можно рекомендовать к просмотру либо лютым фанатам саги, либо любителям взрывного бесконечного экшна. От своих книжных корней - романа Роберта Ладлюма - Борн отрывается все дальше и дальше.

Итак, Борн - экс-суперагент ЦРУ, страдающий тяжелой формой амнезии. Он не помнит, откуда у него таланты рукопашного боя, умение водить практически любой транспорт и навыки обращения с оружием всех модификаций. У него отметины от пуль в теле и его хотят убить. Ему кажется, что он вспомнил, - кто и почему. Но помнить и знать - это не одно и то же. Теперь он будет искать подтверждение своим догадкам. 

За четыре предыдущих серии (Идентификация Борна (2002), Превосходство Борна (2004), Ультиматум Борна (2007), Эволюция Борна (2012)), герой здорово наточил зуб на подлое ЦРУ: это оно парня завербовало и сделало киллером экстра-класса, но обмануло его патриотические порывы. 

Теперь вопрос стоит однозначно: всех убить. Либо все ЦРУ скопом, либо уже Борна. 

ЦРУ - организация нескучная, Борн тоже. Догонялки идут по всему миру: сначала на фоне массовых беспорядков в Афинах (что Борн забыл в Афинах?..), потом в Берлине, дальше - среди толпы в Лондоне и на закусочку - в Лас-Вегасе. То ЦРУ гоняется за Борном, то Борн за ЦРУ.

Везде боевитая компания оставляет разрушительный след: одноразовых агентов (пиу, пиу! - и нет группы "Альфа"), битые машины, сожженные деревни, плачущих детей... Или нет, деревни и дети - это не отсюда, но в целом бюджет картины - $120 000 000 - позволил снять побоища с размахом. Чего стоит только одно ДТП с участием пятидесяти, не меньше, машин! Всё, как тот снегопад: летает, летает, летает!

Один лишь факт: за время съемок группа покорежила практически в ноль 170 машин.

Когда погонь нет, то показывают Борна крупным планом, как бы через прицел оптической винтовки. На крупных планах он пытается страдать, хотя получается плохо. Всем очевидно, что парню просто нечем заняться, поэтому он убивает и выслеживает врагов расчетливо и беспощадно. Причем тянет его к широким массам, в толпу: страдать в одиночестве Борну скучно. 

Лучше всего смотреть этот фильм во время занятий бегом на дорожке-тренажере: внутренний ритм картины так высок, что сидеть неподвижно в кресле кинозала физически очень трудно. Добавьте к этому еще дергающуюся камеру в руках оператора: эффекта документальной съемки это не добавляет, а глаза устают быстро. 

...Если в первом фильме Борн был вполне себе живой человек, антипод лакированного Бонда, и за судьбу Борна ты переживал, то теперь зрителю не то чтобы наплевать, но зритель не очень понимает логику сюжета. Почему надо было ехать в Лондон, чтобы покончить с ЦРУ? Причем тут Афины? Сколько можно уже мучиться и искать правду, которая у каждого своя? Зачем вообще мы смотрим этот пятый фильм про страдальца? 

Можно было бы увлечься погонями и авто- и мотогонками, но мрачное лицо Борна как бы останавливает нас от такого легкомысленного отношения. Не время веселиться, товарищ!

Мэтт Дэймон, который играет Борна, - актер хороший. Он честно старается изображать человека, случайно ставшего машиной для убийства, но что он - даже при всей своей гениальности - может поделать с таким сценарием?

Благодарим кинотеатр Титаник-Синема за возможность увидеть фильм.