26 июля в России отмечают День парашютиста. Накануне этой даты корреспондент НАШЕЙ пообщалась с мастером парашютного спорта, а также с инструкторами ДОСААФ, которые готовят к службе будущих бойцов спецназа и ВДВ.
За плечами мастера парашютного спорта Александра Новоселова 7,5 тысяч прыжков и 15 лет работы в поисково-спасательной парашютно-десантной службе. Но сейчас он тренирует парашютистов-спортсменов, а также обучает любителей, прыгая в тандеме с новичками.
– Кто те люди, которые приходят к вам, чтобы прыгнуть с парашютом?
– Их можно разделить на два типа: те, кто мечтал прыгнуть всю жизнь, и те, кто получил прыжок в подарок. Бывает, приходят люди, которым не хватает адреналина в жизни. В какой-то момент им даже может показаться, что прыгать с парашютом скучно. Тогда инструкторы начинают нагнетать обстановку, чтобы люди получили то, зачем пришли. К примеру, могут сказать: "Я что-то не припомню, когда укладывал парашют". И человек сразу начинает испытывать необходимые ему острые ощущения.
– Правда, что второй прыжок страшнее первого?
– Нет. Он осознаннее. В первый раз людей пугает неизвестность: они не знают, что будет с ними происходить. А это страшнее всего. Хотя на самом деле парашютный спорт – один из самых безопасных. Статистика несчастных случаев – самая минимальная. Так как все снаряжение проходит специальные проверки, оно очень надежное.
– А случалось, что не раскрывался основной парашют?
– У меня было пять отказов основного парашюта. За 7 500 прыжков это нормально. И все они происходили во время тандем-прыжков. В детстве я читал книжку парашютиста, который рассказывал, что 3 тысячи раз ждал свой первый отказ. И когда он произошел, парашютист сказал: "О, наконец-то!" Я испытал нечто похожее.
– Но все-таки были случаи, когда люди отказывались прыгать?
– За мои 15 лет практики только раз. Это была девушка. Она сказала: "Я не пойду, не могу". И мы приземлились. Но потом она к нам вернулась и прыгнула три раза. Когда приходит человек, который очень боится, чтобы успокоить его, я использую приемы, которым научился в МЧС. К примеру, был случай, что перед самым прыжком у девушки от страха остекленели глаза. Спрашиваю ее: "Слушай, какую песню помнишь? Давай споем!" Она запела, и мы прыгнули. Потом спросил: "Ну как?" А она в ответ: "Классно! Песню запомню на всю жизнь"."Небо доступно каждому"
– А расскажите о самых необычных людях, которых готовили к прыжкам.
– Я прыгал с 76-летней женщиной. Она рассказала, что в детстве пыталась пройти отбор в ДОСААФ, но тогда был огромный конкурс и попасть не удалось. Потом появились дом, семья, работа. В возрасте решила наверстать упущенное и прыгнула. Обещала вернуться в следующем году. А еще к нам приезжает молодой человек с ДЦП. Ходит с трудом, но прыгает каждый год. На его счету около 15 прыжков. Были люди, лишившиеся конечностей. Казалось бы, для них небо закрыто. Но тандем-прыжки позволяют преодолеть все преграды. Небо доступно каждому.
– В чем заключаются сложности работы с такими людьми?
– Не скажу, что с кем-то работать сложнее. Каждый индивидуален. Бывает, девушка весом 40 килограммов выкидывает такое, что весь прыжок с ней борешься. А мужчина килограммов под 140 просто повисает, и все проходит спокойно. От страха человек себя не контролирует и может растопыриться неудачно. Но во время свободного падения нужно принимать определенную позу. И если человек вытягивает руку или ногу, инструктор должен компенсировать это. А если у человека отсутствует конечность, инструктор компенсирует и это.Прыгать в тандеме интереснее, чем одному
– Как проходит подготовка к прыжку?
– Есть два вида прыжков: самостоятельные (на круглых парашютах) и в тандеме (на парашютах типа "Крыло"). Когда человек звонит, я сразу спрашиваю, как он хочет прыгнуть: подороже, но поинтереснее, либо дешевле и менее интересно. Самостоятельный прыжок стоит дешевле – 3 500 рублей. И он проще. Человек прыгает с высоты 800 метров без свободного падения. Прыжок в тандеме происходит с высоты до 2 200 метров, и стоит он вдвое дороже – 7 800 рублей. Для самостоятельно прыжка нужно посетить собрание в аэроклубе, а накануне прыжка приехать на аэродром Логиново под поселком Белоярским, чтобы пройти 7-часовую подготовку. И на следующее утро вы сможете прыгнуть. Для тандем-прыжка нужно только записаться по телефону, приехать на аэродром и пройти 10-минутный инструктаж.
– Слышала, что с низкой высоты, в том числе с учебной вышки, прыгать страшнее.
– Это так. Болезнь всех парашютистов – боязнь низкой высоты. На большой высоте у тебя есть время, чтобы принять решение. Чем высота ниже, тем меньше времени на него остается. Если ты стоишь на низкой высоте без страховки, это очень страшно. Поэтому я никуда никогда не полезу без страховочной системы.
– Есть ли какие-либо ограничения по состоянию здоровья?
– Мы отказываем людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень высоким давлением и тем, кто пережил инфаркт. Бывает, к нам приходят люди с плохим зрением, отслоением сетчатки, и спрашивают про перегрузки. При прыжках в тандеме ее нет. Поэтому у нас прыгают люди и в очках, и в контактных линзах.К прыжкам с парашютом допускают только тех, кто знает все на "отлично"
Если для парашютистов-спортсменов прыжки – это образ жизни и источник дохода, то для военных – навык, без которого о службе в спецподразделениях можно даже не мечтать. В центре военно-патриотического воспитания "Каскад" при Екатеринбургской автошколе ДОСААФ, готовят призывников, которые отправятся служить в ВДВ, морскую пехоту и спецназ ГРУ. Для них парашютно-десантная подготовка является обязательным курсом. О парашютно-десантной подготовке для Вооруженных Сил рассказали инструкторы-парашютисты Владимир Коробка (ВПК им. 103 гв. ВДД) и Виктор Кузеро (ЦВПВ "Каскад").
– Парашютно-десантная подготовка – это базис для призывника в ВДВ. Если курсант не прошел ее, дальше продолжать нет смысла. На этом этапе происходит отсев, – поделился Виктор. – Остаются только самые целеустремленные и романтики.
– В чем заключается основное отличие прыжков военных?
– Как правило, это прыжки в составе подразделения и в боевой выкладке. Для десантника парашютный прыжок – это один из способов доставки в район выполнения боевой задачи. Соответственно, сразу после прыжка выполняем какую-либо практическую задачу. К примеру, нужно занять рубеж. Наиболее подготовленные курсанты-выпускники прыгают в боевой выкладке: с массо-габаритным макетом автомата, десантным ранцем и даже с грузовым контейнером. Вес боевой выкладки может достигать до 35 килограммов. У нас каждый отвечает за жизнь своего товарища. Так как ошибка одного может стоить жизни многих. И даже парашюты всегда укладываем в составе группы попарно – так воспитывается взаимная ответственность и групповая слаженность.
– И как часто проходят такие занятия?
– В зависимости от цикла подготовки. Занятия по 3-4 часа проходят два–три раза в неделю. При этом курсанты обязательно должны выполнить прыжки и зимой, и летом.
– А чем летние прыжки отличаются от зимних?
– Летом более жесткое приземление, но потом проще передвигаться с парашютами особенно в боевой выкладке, – отвечает Владимир. – Зимой – приземляться мягче, но потом попробуй по сугробам или по насту пройти с боевой выкладкой. Без лыж и снегоступов это очень тяжело физически.
– Что сложнее всего дается ребятам?
– Курсантам тяжелее всего научиться укладке, - продолжает Владимир. – Мы укладываем парашюты порой до ночи. Это скучно для молодых пацанов. Поэтому и остаются по-настоящему трудолюбивые ребята. Лентяям среди нас нет места! В обучении нет мелочей! Поэтому каждый должен уметь укладывать парашют и знать, как действовать в различных ситуациях. К прыжкам допускают ребят только с оценкой "отлично". "Четыре" – это уже плохо. И ответственность делится по принципу "один за всех и все за одного!"
- Если вам хочется в небо, но к прыжкам с парашютом вы не готовы, читайте по ссылке, как стать бортпроводником в Екатеринбурге.
- Интервью с действующей бортпроводницей уральской авиакомпании мы публиковали здесь.
Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы