К концу 2025 года пассажиры поездов в России смогут проходить посадку без предъявления паспорта и билета – достаточно будет взгляда в камеру.

Российские железные дороги (РЖД) готовятся внедрить систему биометрической идентификации, которая уже активно применяется в аэропортах и метро.
Как будет работать биометрическая посадка?
На вокзалах появятся специальные зоны с оборудованием для распознавания лиц. Чтобы воспользоваться новой технологией, пассажиру нужно заранее зарегистрироваться в системе и предоставить свои биометрические данные. При посадке система автоматически сравнит лицо с базой данных, позволяя сэкономить время и избежать очередей.
Первыми эту возможность получат пассажиры поездов «Сапсан» и некоторых фирменных маршрутов дальнего следования. При этом традиционные способы проверки – предъявление паспорта и билета – сохранятся. Выбирать, пользоваться ли биометрией или проходить контроль по старинке, каждый сможет сам.
Что это даст пассажирам?
По оценкам экспертов, биометрическая система способна сократить время посадки на 30–40%, что особенно важно в часы пик. А еще это дополнительный уровень безопасности: биометрия затруднит использование поддельных билетов и упростит контроль пассажиропотока.
При этом остаются и ограничения: доступ к системе будет добровольным, а для тех, кто не хочет передавать свои данные, останется привычная схема посадки.
Опыт метро и авиации: РЖД берет пример
В московском и петербургском метро, а также в аэропортах биометрические системы уже активно работают. Они доказали свою надежность и удобство, поэтому железнодорожники рассчитывают на такой же успех.
Вопросов пока хватает: насколько быстро пройдет внедрение, как система будет работать в регионах, что делать, если технология даст сбой? Но одно ясно точно — путешествия на поездах станут еще удобнее, а пассажиры смогут выбирать, каким способом проходить контроль.