Руководитель Екатеринбургского муниципального центра защиты прав потребителей рассказала об итогах работы за первое полугодие и о том, как повлияла пандемия на количество обращений от горожан.
Работать стала удобнее
– За полгода к нам обратились почти 2500 потребителей. Муниципальный центр защиты прав из-за коронавируса с апреля 2020 года ограничил личный прием посетителей. Специалисты в основном ведут работу через обращения на электронную почту, а также по телефону, – уточнила руководитель центра Янина Голубева.
При этом, как она отметила, работа через электронную почту оказалось очень эффективной: сотрудники могут сразу задать уточняющие вопросы, запросить документы. И в ответ, кроме консультации, направить образцы документов, бланки заявлений, претензий и так далее. Отметим, вся помощь абсолютно бесплатная.
Деньги за турпутевки не хотят возвращать
Если сравнить статистику по обращениям за этот же период в прошлые годы, то сейчас их количество увеличилось в 5, а порой в 10 раз. В первую очередь это коснулось услуг, связанных с поездками граждан: перевозкой железнодорожным, автомобильным и авиатранспортом, а также туризма.
– Самая актуальная и проблемная тема на сегодня – это отмена туров и рейсов. На данный момент проблемы с турфирмами решаются через предъявление претензий и даже исков, потому что в добровольном порядке мало кто возвращает деньги. С перевозкой все еще сложнее. Вышло постановление РФ, разрешающее перевозчикам возвращать деньги в течение 3 лет. В итоге клиенты вынуждены ждать, – отметила Янина Голубева.
Покупки из онлайна не присылают
Также увеличилось количество обращений, связанных с обманом онлайн. В связи с тем, что бизнес уходит в Интернет, соцсети, появилось много новых схем продаж различных товаров, начиная с автомобилей и недвижимости, заканчивая обычной продукцией.
– Это коснулось общепита, косметологии, медицины. Создают фейковые сайты, ложные агрегаторы, а потом через них невозможно вернуть покупку или ничего не присылают, – сообщила руководитель Центра защиты прав. – На третьем месте услуги по ремонту технически сложных товаров. Организации, используя новые схемы обмана, либо лишают людей бытовой техники, либо ремонтируют в разы дороже.
К сожалению, специалисты отмечают много случаев мошенничества в отношении пожилы и ветеранов войны, в частности, популярны схемы "оконщиков".
– Даже в период жестких ограничений недобросовестные предприниматели, которые, как правило, зарегистрированы в других регионах, делают поквартирный обход и навязывают свои услуги по обслуживанию окон. У законной компании такая услуга стоит 500-1000 рублей, а мошенники берут по 10-30-50 тысяч, – сообщила специалист.
Чего ждать дальше
Как рассказала Голубева, они ожидают роста обращений по возвратам денег за туры и авиабилеты.
– Настораживает, что, несмотря на трудную ситуацию с коронавирусом, турфирмы по-прежнему продают путевки. Советую задуматься при оформлении тура на конец лета-начало осени. Авиаперевозки за рубеж точно не возобновятся, они будут откладываться или отменяться, – отметила она.
Также в центре защиты прав потребителей предсказывают увеличение обращений по поводу продажи-покупки в Интернете: обманутых потребителей, которые не получают в итоге товары, будет только больше.
Янина Голубева напомнила правила возврата товаров, купленных дистанционно:
- При покупке товара в магазине потребитель имеет право обменять его в течение 2 недель. При продаже дистанционным способом срок может продлеваться от 30 до 90 дней.
- Покупку вживую в первую очередь обменивают, дистанционно – оформляют возврат.
- Вернуть товар и получить деньги обратно можно при любых основаниях, без особых причин, просто потому что он не оправдал ожидания.
- Обменять можно совершенно любой товар: в РФ перечня, который не подлежит обмену и возврату, нет.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать приз!