Мы разговариваем с Айдаром в одном из залов Свердловской филармонии, где вечером пройдет концерт c его другом Денисом Мацуевым, а пока – он снимается в клипе, дает интервью, участвует в телеэфирах. Признается, что встал рано – в пять утра. Хотя обычно в день концерта предпочел бы выспаться. Но если публика интересуется, а журналисты хотят встречаться, то свои желания надо отложить.
Общаться с Айдаром легко и интересно. Он обаятелен, полон сил, он рассказывает, поет, изображает, как "здесь вступают скрипочки", как они с оркестром устроили барабанное шоу, как он на фестивале в Германии запилил Rammstein!
- Городок, где стоит концерн "Ауди", там проводился огромный фестиваль на открытом воздухе, - рассказывает Айдар. - Зрители – работяги с "Ауди". Правда, работяги не в нашем понимании, а состоятельная такая молодежь - там зарплата по 10 тысяч евро в месяц. Казалось бы, ну чем их удивишь?
И тут выходим мы я и наш оркестр. И начинаем играть композиции из Queen, Nirvana, The Prodigy. Я использовал всякие электронные примочки, которые есть на инструменте. Они не ожидали, что такое можно играть на баяне! Я еще и на немецком языке объявил наше выступление, потом включаю свист и перешел на раммштайновский "Ду хаст". Du… Du hast… Du hast mich… Ритм пошел: ту-ту-тудум… И весь зал… Не зал, а поляна… Все эти тысячи людей тоже начали отбивать ритм: ду, ду хаст, ду хаст михь! Такого еще никто не делал с оркестром на баяне! И мне нравится расширять рамки, пробовать новое, дарить эту радость открытия зрителям.
Родители не купили "Волгу", а купили баян- Айдар, а что за история была в вашем детстве про то, что родители могли купить машину, а вместо этого купили баян?
- Да, было такое! Мне было почти девять лет. Мой родной брат Адис, он на семь лет старше, в то время уже учился играть на баяне. И родители, чтобы не было обид, меня тоже записали в музыкальную школу "на баян". А когда пришло время, и нужно было играть более сложные композиции, встал вопрос о покупке нового хорошего инструмента. Он стоил, как машина "Волга". Шестнадцать тысяч рублей. И это в начале 90-х годов, когда в стране творилось непонятно что! Машины у нас не было, а баян за космические деньги теперь был.
Все родственники, знакомые, родители других детей были в шоке: "Вы с ума сошли?! Такой дорогой!"
Не было же ни спонсоров, ни поддержки фондов. А родители - простые рабочие, обычные люди. Им приходилось пахать на пяти работах, занимать большие суммы, - все, ради того, чтобы я играл.
Баян тот помню - он тяжелый был, 16 килограммов. Подходил к нему с осторожностью, потом освоил. Соседи? Нет, не жаловались. Мы, в общем, дружно с соседями жили, поэтому два азартных баяниста за стенкой их не раздражали.
Когда стал прилично играть и получать призовые места на конкурсах, то родителям было приятно, что оправдываю их надежды и делаю успехи.
Сейчас мама и папа живут в Чувашии недалеко от Ульяновска, в татарской деревне. Лес, речка, простор! И машина у них, конечно, есть. Но снова не "Волга" (смеется).
Мог попасть в Книгу рекордов Гиннесса- Пока учился, то постоянно участвовал в конкурсах. Как-то посчитал, в один год за 8 месяцев съездил на 10 музыкальных состязаний. Даже мог попасть в Книгу рекордов Гиннесса, но не подал документы. Надо было ходить, узнавать, оформлять… А менеджера тогда у меня не было. Сейчас есть.
В жизни многое пришлось делать самому - и ходить, и договариваться, и просить. Разные истории были - и деревенская драка, когда меня чуть не убили, и знакомство с Ростроповичем, и работа над фильмом, который принес мне "Нику"…
На музыкальный Кубок мира в Лондон поехал со сломанным носом и в синяках- Про драку? Да обычная история. Отдыхали у родни в деревне, днем - речка, вечером - дискотека… И тут из соседней деревни приехали человек 20-30 и всех подряд стали метелить. Представьте: деревенская дискотека, танцы, музыка, тут распахивается дверь и влетает толпа! И начинается побоище. Выбегаю оттуда, а за мной несутся человек шесть-семь.
Орут: "Сто-ой! Убье-е-ем!"
И реально догоняют. Только и успел подумать с каким-то удивлением, растерянностью: "За что? Никому ведь ничего не сделал плохого. Неужели все так просто - убьют?.." Меня валят с ног, запинывают почти до смерти... В какой-то момент показалось, что вижу свое тело со стороны.
Потом нападавшие слиняли - побежали куда-то дальше.
Нос сломали, синяки по всему телу. А меньше, чем через месяц, у меня шли четыре подряд сложных конкурса, причем высокого уровня: в Англии, Финляндии, Италии. Поехал и выступал. Выходил на сцену с совершенно другим, не как у всех, ощущением. Волнения, суета, тревоги, ошибки в нотах - это такая ерунда по сравнению с тем, что я испытал когда лежал там, на земле. Когда осознал, что все может закончиться в один миг - просто так, без всякой на то моей вины или причины. Когда потом ощутил полноту, мощь, силу жизни. Музыка из-под пальцев лилась объемная, глубокая - и зал это почувствовал.
"Иди до конца!"- Брат всегда меня мотивировал. Мне, школьнику, пересказывал лекции из своего училища - как надо работать со звуком, как держаться на сцене… Настраивал: что бы ни случилось - играй до конца! Ошибся, сбился, запутался? Играй!
Мы смотрели фильмы про восточные единоборства, как мастера держат удар, как доводят бой до финала. Так брат меня готовил к конкурсам, с таким настроем.
Адис по-прежнему играет, преподает. Но он человек не публичный.
Как Айдар стал киноакадемиком- Да, это была сенсация, когда на вручении национальной премии Российской Академии кинематографических искусств "Ника", нашем аналоге "Оскара", мне дали награду за лучшую музыку года – к фильму "Эйфория". Летящая мелодия покорила жюри, а потом и зрителей.
Победа была тем приятнее и удивительнее, что соперниками Айдара были такие мэтры и зубры как Максим Дунаевский, Алексей Рыбников.
- Сейчас мы очень дружим с Максимом Исааковичем Дунаевским, дорожу этими отношениями. А тогда, 10 лет назад, никто не ожидал нашей победы, - продолжает Айдар. - У меня же нет композиторского образования, и опыта в кино не было, и все было впервые. Но режиссер Ваня Вырыпаев поверил, сказал: "Ты тонко чувствуешь музыку" - и мелодия возникла даже раньше отснятого материала. Потом уже закрутилось, дело пошло, продюсеры приходили на встречу со мной, а у них на телефонах – мелодия из "Эйфории".
- А у вас самого какая музыка стоит на телефоне?
- У меня бесшумный режим (смеется). Просто виброзвонок.
Играл на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской- Познакомились мы с Маэстро так: в свое время я подавал документы в Фонд Ростроповича. Отправил свои видеозаписи, заполнил бумаги, жду. Никто не звонит, не пишет. Ну, думаю, понятно, не приняли, не пробьешься без блата и так далее.
И тут вдруг - звонок: "Вас сегодня в 13 часов маэстро Ростропович хотел бы пригласить на прослушивание".
Сегодня? Сейчас? Сам маэстро? Буду играть перед живой легендой?!
Волновался очень. Взял папу, поехали на прослушивание.
Сыграл Шнитке, закончил, замер. Ростропович подошел, обнял. Ну, расскажи, говорит, как это возможно - сыграть на одном баяне за весь симфонический оркестр? Внимательно слушал, расспрашивал, где живу, как зарабатываю на жизнь. "Непросто, - сказал, - быть баянистом, особенно, если играешь классическую музыку. Хорошо, я тебе помогу". И сразу пригласил выступать в Лондон, в Париж, в лучшие музыкальные залы мира.
Потом мы играли на их золотой свадьбе.
С друзьями-музыкантами приготовили сюрприз: сыграли танго, а в него вставили Марш Мендельсона. И когда раздались первые знаменитые звуки свадебного марша, все приглашенные короли и президенты встали, зал взорвался овациями. Это сцена есть в фильме Сокурова "Элегия жизни".
После выступления подошла ко мне какая-то женщина. Улыбнулась, поблагодарила, по-английски сказала, что любит танго и понравилась наша музыка. Это была королева Испании - София.
"Еще и телефон украли"- Был один случай, когда не удалось раскачать зал. Не где-то в далекой стране, а у нас же, в России, на встрече "творческой интеллигенции". Казалось бы, люди, близкие к искусству, но нет – не поняли, сидели со стеклянными глазами, посматривали на часы и торопились на банкет. Думаю, не то было место и не то время, стечение обстоятельств. На том концерте еще и телефон из гримерки у меня украли…
Но это было исключение. Музыка интернациональна, тем и прекрасна, что ты со зрителем в любой стране мира говоришь на одном языке. Принимают всегда хорошо, и мне нравится наблюдать за реакцией слушателей, зрителей – все от баяна немного ошеломлены.
НАША справка:• Айдар Гайнуллин, 36 лет, родился в Москве. Выпускник академии музыки им. Гнесиных. Награжден орденом "Молодое дарование России". За выдающиеся достижения в искусстве игры на баяне имя Гайнуллина вписано в "Золотую книгу талантов России".
• Имеет звание академика кинематографических наук.
• Концерты музыканта проходят в самых престижных залах мира. Выступал с Мстиславом Ростроповичем, Анной Нетребко, Денисом Мацуевым, Юрием Башметом, Мирей Матье, Чулпан Хаматовой.
• Автор музыки к фильмам "Эйфория" и "Кислород" Ивана Вырыпаева, "Сибирь, Монамур" Славы Росса.
• Женат, живет в Берлине. Жена Лена также играет на баяне.
• Фестиваль "Безумные дни", участником которого будет Айдар Гайнуллин, пройдет в Екатеринбурге с 1 по 3 сентября. Зрителей ждет 100 концертов от исполнителей из Франции, Великобритании, Японии, Кореи, Испании, Польши и России. "Безумные дни" - это возможность за три дня посетить десятки концертов, познакомиться с музыкой разных жанров, эпох и стилей, услышать любимые произведения и открыть для себя что-то новое.