По сравнению с допандемийным периодом показатель пока остается ниже примерно на треть, хотя в отдельных странах расходы выросли к уровню 2019 года.
Лидирующим направлением для отдыха уральцев этой осенью стала Турция, где клиенты ВТБ из округа потратили 29 млн рублей, то есть в два раза больше, чем годом ранее, и на 74% выше расходов 2019 года. На втором месте с существенным отрывом идет Кипр – здесь держатели карт ВТБ совершили в 17 раз больше транзакций, чем в 2020 году, и на 42% - чем в допандемийный период. Тройку лидеров по тратам туристов УрФО замкнула Италия, где за две недели осени объем расходов более чем в два раза превысил прошлогодний показатель, но на 74% ниже цифр сентября 2019 года. В топ-5 также вошли Белоруссия (рост на 61% к 2020 году) и Испания (+10%). Топ-10 замыкают Греция, ОАЭ, США, Великобритания и Германия.
Предпочтения уральских путешественников несколько отличаются от федеральных трендов. В целом для россиян, как и для жителей нашего региона, главной точкой притяжения стала Турция, где клиенты ВТБ потратили 370 млн рублей (на 21% больше, чем годом ранее, и в 1,5 раза выше 2019 года). Однако вторую позицию по тратам в целом по стране заняла Италия (245 млн рублей, в 2,5 раза больше 2020 года и вдвое меньше, чем за этот же период до пандемии), третью - Греция (120 млн рублей, на 15% меньше допандемийного показателя). Также в пятерку лидеров вошли Кипр (111 млн рублей, на четверть выше 2019 г.) и Испания (86 млн рублей, вдвое больше, чем год назад).
Наибольший объем трат уральцев за рубежом пришелся на шопинг: в магазинах одежды и обуви он составил 24 млн рублей – на 78% больше, чем годом ранее. Еще 15 млн рублей клиенты направили на размещение в гостиницах, что почти в 3 раза превышает прошлогодний показатель. На третьем месте среди статей расходов – покупки в супермаркетах, на них израсходовано более 13 млн рублей (в 1,7 раза больше, чем в 2020 году).
В ресторанах и барах за границей клиенты ВТБ из УрФО оставили еще почти 11 млн рублей (рост в 3,4 раза год к году), а траты на оплату экскурсионных программ выросли в 2,7 раза. Туристы стали чаще выбирать самостоятельные автопутешествия: траты на аренду авто и мотоциклов за рубежом увеличились в 2,8 раза, а на топливо для них – на 83%. В 1,7 раза больше уральские клиенты банка направили на покупку авиабилетов за границей, вдвое увеличились траты на развлечения.
– Международный туризм постепенно начинает восстанавливаться, однако уровня допандемийного 2019 года объемы трат за рубежом пока не достигли. Это связано в том числе с недоступностью для россиян ранее популярных азиатских направлений. К примеру, Таиланд в сентябре демонстрирует спад расходов на треть по сравнению с прошлым годом и в 10 раз – к 2019 году. При этом страны, открывшие свои границы для россиян раньше других, - Кипр, Албания, Мексика, Сербия, Хорватия, Куба, Сейшельские острова и другие - увеличили турпоток из России даже по сравнению с допандемийными показателями. Международные перелеты открываются в том числе из многих региональных аэропортов, и мы ожидаем, что в случае стабилизации эпидемиологической ситуации в мире объем туристических трат может вернуться к допандемийному уровню уже в следующем году,– комментирует главный аналитик розничного бизнеса ВТБ Сергей Дырин.
Наиболее заметно в «бархатном сезоне» выросли траты москвичей и петербуржцев – столичные клиенты в сентябре направили на отдых за границей 916 млн рублей, в 2,2 раза больше, чем в прошлом году, а петербуржцы – 180 млн рублей (рост в 2,3 раза). В целом оборот по картам клиентов ВТБ за границей в первой половине сентября увеличился в два раза к аналогичному периоду прошлого года и достиг 1,8 млрд рублей. По сравнению с допандемийным периодом показатель пока остается ниже на треть, хотя в отдельных странах расходы выросли к уровню 2019 года.