Данила всех спасет: Рецензия на фильм «Чернобыль»

Несмотря на то, что разрабатывать фильм о Чернобыльской катастрофе Данила Козловский и продюсер Александр Роднянский начали задолго до выхода сериала Йохана Ренка, отечественное кино все равно оказалось в тени масштабного проекта, который пытался докопаться до реальной причины катастрофы.

Фильм Данилы Козловского не только этого не делает, но и всячески пытается отстраниться от хроники, предшествующей трагедии. Вполне логично, что главным героем делается пожарный, который должен заварившуюся кашу расхлебать, а не операторы станции, которые пропускали мимо ушей и глаз тревожные сигналы оборудования. Однако персонаж у Козловского получился тоже непростой. Но обо всем по порядку.

За несколько недель до аварии на реакторе бравый пожарный Леша (Козловский) встречает Олю (Оксана Акиньшина), с которой когда-то давно (и видимо не очень хорошо) расстался. Он хочет вновь начать отношения, однако у Оли обнаруживается сын, которого внезапно тоже зовут Леша. И тут наш герой… вновь бросает женщину. Некрасиво? А вот такой он противоречивый.

Пожалуй, только у Козловского получается обаятельно, но все равно довольно жестко рисовать неоднозначных персонажей: вроде бы и герой, но эгоистичный, иногда даже трусливый в каких-то житейских ситуациях, зацикленный на себе и своих делах. Таким был Столешников из «Тренера», режиссерского дебюта Козловского, или Борман из «Мы из будущего», запустившего актера на звездную орбиту. Вот и тут Леша не всегда красиво и правильно себя ведет, не в пример пожарным из «Огня», которые с подколами и ругачками все равно бескомпромиссно и самоотверженно идут до конца в деле спасения людей. А вот Алексей может поехать со всеми тушить реактор, однако в последний момент, насмотревшись на буквально сожженных радиацией людей, соскочит и практически угонит скорую.

Тем ценнее, возможно, тот перелом и переоценка, которая случается с Алексеем ближе к финалу. Вселенских масштабов событие реально пробуждает совесть и сочувствие в главном герое и реальную готовность пожертвовать собой. Впрочем постараемся без спойлеров.

Другая проблема, что другим актерам Козловский-режиссер таких отличных партий не подарил, даже Акиньшина отыгрывает скорее функционал, который помогает нам раскрыть главного героя. Не говоря уж о массе практически безымянных пожарных.

Как мы уже говорили, фильм концентрируется на простой жизни людей вокруг реактора, а не на причинах катастрофы: живописный советский рай накануне катастрофы особо подчеркнутый почти идилической картиной закрытого города, дважды парадиза по советским меркам. По рецептам «Титаника» мы погружаемся в полноценную мелодраму, неплохо прописанную, хорошо разыгранную и снятую, когда камера, буквально любуясь героями, берет какие-то нереально крупные планы лиц.

И все это обрывается эффектно показанным взрывом станции и не менее эффектной сценой, когда с неба сыплются сотни отравленных радиацией птиц. Оператору и режиссеру удалось пройти над бездной и выдержать балланс между необходимой зрительскому кино красотой изображения и демонстрацией всех последствий радиационного облучения. Фильм достаточно откровенен, но не заходит за ту грань, после которой начинается боди-хоррор. При этом вселенских размеров событие мы все равно видим глазами героев: и они, и мы не в силах в полной мере осознать масштаб трагедии, персонажи могут только исполнять свой долг до конца, по большей части не победного, а мы бессильно следить за их судьбой.

Кино то оглушает ревом огня и грохотом падающих конструкций в сценах катастрофы, то не менее громко звучит тишина в моменты принятия важных, но смертельно опасных решений. В отличие от того же «Огня» музыка тут скупа на мелодраматические эффекты, в минуты катастрофы она минималистична и буквально технологична, иногда даже непонятно, шум ли это рушащейся станции или странный музыкальный эффект.

При этом «Чернобыль» не делает вид, что он первый в этой теме, а старается вписать себя в общий ряд, в котором он будет понятен и зарубежному зрителю. Для знатоков (особенно западных фильмов) в картине можно найти целую кучу отсылок и пасхалок, то к «Очень странным делам», то к «Супер 8», а то и вовсе к классике зомби-хоррора.

Возможно, как ответ «им», Голливуду в целом, и обвинительной риторике американского сериала, в частности, звучит короткий предфинальный диалог двух героев о причинах катастрофы: «Кто, интересно, в этом виноват?» «Люди».

Но это не магистральная линия, так что в любом случае настраивает на позитив то, что люди думали прежде о том, как рассказать увлекательную историю, а не о том как забабахать тентпол по американским канонам, но с русской душой.

«Чернобыль» - это большое кино, в котором правда центральное место отдано только Даниле Козловскому и его актерским способностям. Все прочее, даже Чернобыльская катастрофа, только помогают душевной трансформации главного героя из самовлюбленного эгоиста в отважного и бесстрашного парнягу. Впрочем это не отменяет зрелищности и эффектности фильма.