— Как правило, очень жестких требований у нас нет, парк судов возрастает, отрасль развивается стремительно. В последнее время и соискатели приходят более чем достойные. Больше желающих, конечно, девочек. Стереотип в обществе такой, что стюардесса — это красивая, стройная и воздушная девушка. Но как минимум один мальчик в команде бортпроводников бывает. В рамках нашей службы было много случаев, когда мальчики потом уходили обучаться на пилотов, — отметила преподаватель.
Потребность в бортпроводниках есть всегда
— После полугода работы в бизнес-классе сотруднику предлагают пройти конкурсный отбор для обучения и дальнейшей работы в качестве старшего бортпроводника. А потом, после 2 лет работы таким же образом можно стать преподавателем, – отметила специалист.
Инструктором же может стать только тот преподаватель, который имеет определенную подготовку и навыки.
— В неделю на комиссию приглашаются 60-70 человек, прошедших первичный отбор по результатам анкетирования. К сожалению, большое количество кандидатов не проходят врачебно-летную экспертную комиссию. Если 20-30 человек остаются после медкомиссии — это для нас хороший результат. В течение последних трех лет авиакомпания не набирала молодых сотрудников по разным причинам: от экономического кризиса в стране до закрытия ряда авиакомпаний и появившихся на рынке труда готовых специалистов, — отметила Гвоздева.
Требования не жесткие, но фигуру красивую иметь надо
— Мнения комиссии разделилась — брать или нет. Но все-таки решили отказать ей. А она за полгода взяла и на 25 килограммов похудела. В итоге мы после второго собеседования ее не узнали, приняли решение взять. А потом она рассказала, что похудела ради работы своей мечты. Сейчас активно летает с нами, даже личную жизнь устроила, — рассказала преподаватель.
— Английский в авиакомпании является вторым официальным языком. Приветствуется владение и другими иностранными языками – таких бортпроводников активнее отправляют на международные рейсы. У мужчин важно наличие военного билета, чтобы были годны к армии, лучше всего, если уже отслужили. При этом для девушек нет ограничений по наличию детей и семьи, в процессе работы им также можно и рожать, и выходить замуж — никаких запретов в авиакомпании нет, — отметила Гвоздева.
С чего начинается путь к мечте
— Какого рода вопросы вы задаете? — Надо рассказать о себе. У кандидата должны быть все необходимые документы, российское гражданство, все сертификаты и дипломы. Если есть медицинское или языковое образование — это плюс. Бортпроводник на самолете совмещает очень много функций. Иногда бывают и провоцирующие задания, и вопросы на проверку реакции, и на стрессоустойчивость. Например, говорим: "Представьте, что в комнате пожар, всех нужно срочно эвакуировать". Кто-то может подскочить и начать кричать: "За мной все. Горим, бежим!" Но чаще стесняются, не знают, что делать, — рассказывает Гвоздева. — Можем попросить что-нибудь принести, например: "Возьмите стакан воды и предложите его начальнику службы бортпроводников". Иногда просим рассказать, какую книгу читает человек. Наша профессия может казаться достаточно беззаботной, но впечатление это обманчивое. Уровень развития личности и общей эрудиции очень важны для выполнения функций бортпроводника. В любой ситуации надо быть на высоте.
Важнее всего – идеальное здоровье
— Собеседование проходит около 70% соискателей. Но бортпроводник должен быть идеально здоровым. Не должно быть хронических заболеваний, которые не соответствуют должности, например, цистит, плохое зрение, инсульт, порок сердца. Это связано с тем, что в случае непредвиденной ситуации бортпроводник должен выжить сам и спасти пассажиров. Если же это гастрит и прочее — кандидата отправят на допобследование. Работа все-таки связана с большими нагрузками при взлете и посадке, с перепадами давления, часто сбиваются и биологические ритмы — работа в день и в ночь. Нам нужны физически здоровые и выносливые люди, — рассказала преподаватель.
– Есть ли разница в требованиях для девушек и парней? – Как ни странно, у девушек-кандидатов, например, часто возникают проблемы при прохождении женского врача. Но помешать может даже простая аллергия. После медкомиссии, к сожалению, отсеиваются большинство кандидатов. Проходит только 30% от изначального количества.
Стюардессам пригодятся умение плавать и знание английского
— Несмотря на то, что английский язык кандидаты уже должны знать, им преподаются именно особенности «авиационного» лексикона. Английский является вторым официальным языком на борту «Уральских авиалиний». Мы эксплуатируем Airbus, где все инструкции на английском языке, также часто у нас летают и пассажиры-иностранцы, в зарубежных аэропортах бортпроводники общаются с представителями смежных служб на английском языке. Языковая подготовка идет в течение 2 недель, изучаются грамматика и лексика, авиационная специфика, сервисные диалоги, — рассказала Гвоздева.
— Пассажирам иногда интересно узнать, где они летят, сколько еще времени осталось, какой внизу город, и бортпроводник должен оперативно и правильно ответить. Основное, конечно, это аварийно-спасательная подготовка. Постулаты, как говорят в авиации, написаны кровью. Как применять оборудование, как проводить эвакуацию пассажиров из воздушного судна, как пользоваться дверями, как их открывать, — все очень жестко регламентируется. На этом этапе бывает и так, что кандидаты не справляются, — поясняет Гвоздева. — Тренер видит, что человек, например, не может прыгнуть на надутый трап или в воду. С ним пытаются беседовать преподаватели и психологи, давать какие-то установки, своим примером показывать. Но если ничего не помогает — приходится прощаться.
На экзамене все по-настоящему: салон самолета, пассажиры, полуторачасовой полет
— Мы часто "выдаем" им необычные случаи из собственной практики. К примеру, как-то раз бортпроводники предлагали горячее питание. Девочка перечисляет все, что есть, а я ей отвечаю: "Excuse me, I don't understand, I don't speak Russian". Девочка в ступоре, не знает, что сделать, на помощь ей пришел коллега, который сказал: "Fish with rise or Chicken with … grechka!" Четкого сценария полета никогда не бывает. Часто бывают незапланированные ситуации, и бортпроводник, применяя навыки, полученные в процессе подготовки, должен оперативно и качественно решить любую проблему.
"Бортпроводник — это и официант, и психолог, и спасатель"
— Перед началом полетов бортпроводники получают форменную одежду и проходят этап наземной подготовки, где специалисты летно-методического отдела оценивают уровень знаний молодых специалистов, обращают внимание на слабые места. После этого бортпроводника уже ставят в рейс. Далее, под контролем инструктора, он должен отлетать 3 ознакомительных и 1 контрольно-проверочный полет, на котором он получает допуск к самостоятельной работе. Но направления даже самых первых полетов могут быть самые разнообразные – от рейсов в Москву и обратно, до многодневных командировок в Китай или Анталию, — рассказала Татьяна Владимировна.
— Многие, приходя на курсы, считая, что бортпроводник — это официантка, обслуга и прочее, но мы стараемся показать, что это не так. Да, мы в какой-то степени и официанты, но в то же время мы и спасатели, и психологи, и экскурсоводы. Надо обязательно искренне улыбнуться каждому пассажиру, чтобы он почувствовал, что его здесь ждали и именно ему рады. И, по моим наблюдениям, если человек проработал бортпроводником больше трех лет, он сам уже не уйдет. Мы же не только коллеги, но одна большая дружная семья, — поделилась сокровенным наша экскурсовод в мир авиации.
Требования к внешнему виду бортпроводников (в авиакомпании «Уральские авиалинии»)
- Приятная внешность. Татуировки на открытых частях тела запрещены.
- Рост для женщин не ниже 160 сантиметров, для мужчин — 170. Размер одежды для женщин разрешен до 46 при росте 160 см, до 48 при росте 175 см, для мужчин — до 52-го.
- Серьги разрешены, небольшие с маленькими камнями, например, жемчугом. Из украшений разрешено только обручальное кольцо. Яркий цвет волос запрещен. Потому что стюардессу должно быть видно в толпе, но ее не должно быть много.
- Волосы всегда должны быть собраны в прическу, они не должны касаться воротника блузки. А вот мужчинам с длинными волосами придется подстричься.
- У девушек обязательно должен быть макияж – они же при параде, в форменной одежде. Но он должен соответствовать внешности и ситуации.
- Нарощенные ногти и ресницы запрещены. Ногти должны быть длиной не более 2-3 мм, лак рекомендуется неяркий, соответствующий униформе. Классические часы – обязательный аксессуар бортпроводника.
- Разрешены классические туфли черного цвета из кожи или замши. Высота каблука – 3,5 - 5 см. Но балетки и туфли на танкетке запрещены.
- Каждая стюардесса получает от авиакомпании комплект одежды: пиджак, платье, юбку, брюки, блузки, жилетку и шейный платок. Что надеть в рейс – заранее не обговаривается, всегда присутствует элемент творчества. Мужчинам же выдают костюмы.
Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!
Загрузка комментариев