Центробанк готовится принять проект об изменениях базовых тарифов ОСАГО (обязательного автострахования). Из-за этого многие водители боятся, что полис подорожает в несколько раз. Екатеринбургские автоэксперты и представители страховой компании обсудили этот вопрос в столице Урала.

Как рассказал руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в УрФО Вячеслав Тарасов, проект ЦБ предполагает изменение базовой ставки тарифов: нижнюю и верхнюю границы раздвинут примерно на 20%. Для легковушек максимальная ставка будет повышена с 4118 до 4942 рублей, а минимальная понижена с 3432 до 2746 рублей.
– В будущем нас ждет либерализация тарифа, когда государство не будет его контролировать, – считает Тарасов. – Рыночные механизмы начнут действовать уже к 2025 году. И будет нужен справедливый тариф. Опытные и "безаварийные" водители получат скидку в 30-40%. А новичкам или тем, кто часто попадает в аварии, придется платить в 2-3 раза больше.Он уточнил, что проект Центробанка является реализацией первого этапа новой реформы. Тарасов рассказал, что вопрос коснется и коэффициента бонус-малус (КБМ), который позволяет водителю получить скидку за безаварийное вождение и уменьшать стоимость полиса ОСАГО. После нововведений КБМ будет закрепляться за каждым водителем ежегодно, а также не будет обнуляться при перерыве в страховании.
По мнению представителя комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Дмитрия Ларионова, изменение базовой ставки проблем с оформлением ОСАГО не решит. Зато полисы существенно подорожают.
– Мы считаем, что нельзя повышать стоимость полиса без изменений самой системы. Уже сейчас многие предпочитают несколько раз оплатить штраф за езду без страховки, чем покупать ОСАГО, – отметил он. – Примерно каждый третий автомобиль в Екатеринбурге ездит без обязательной страховки. Это можно проверить по номеру и базе РСА. При этом есть две категории водителей: те, кто ездит по принципу "авось, повезет", и те, у кого нет возможности оформить страховку – им либо отказывают из-за небольшого стажа и возраста, либо она стоит слишком дорого.
Он уточнил, что, несмотря на повышение тарифов по ОСАГО в 2015 году, ситуация в этой сфере не улучшилась.
– Тогда страховщики говорили, что бизнес убыточен, навязывали допстраховки, отмечая, что тарифы слишком низкие. Но с повышением базовой ставки ничего существенно не поменялось, – считает Ларионов. – Нужно менять саму систему: повышать лояльность страховых компаний, увеличивать компенсации потерпевшим, делать больше бонусов тем, кто ездит без аварий.
Он высказал опасения многих автомобилистов, что после либерализации тарифы на ОСАГО могут сравняться с КАСКО (добровольное автострахование), стоимость которого составляет десятки тысяч рублей. Но при этом допстраховка сейчас делается только по желанию, тогда как ОСАГО останется обязательным.
– Не у каждого есть возможность выложить за страховку 50-100 тысяч рублей, у некоторых сам автомобиль столько стоит. В итоге автовладельцы будут игнорировать оформление страховки и ездить без нее. Это, в свою очередь, добавит проблем и затрат тем, кто попадет в ДТП не по своей вине и вынужден будет ремонтироваться сам, – подчеркнул Дмитрий Ларионов.
При этом директор екатеринбургского филиала одной из страховых компаний Иван Косьмин отметил, что не видит угрозы в быстром росте стоимости полисов ОСАГО.
– Ошибочно считать, что цена полиса вырастет для всех, – заявил он. – Новый закон направлен на то, чтобы сделать ее более справедливой и адекватной. Для опытных водителей она снизится, а новички и те, кто часто попадает в аварии, будут платить больше. Среди страховых компаний будет развиваться конкуренция за хороших "безаварийных" клиентов. Они будут предлагать им более выгодные условия, брать базовую ставку ниже. Это пойдет на пользу потребителю.
Его также поддержал и представитель РСА Вячеслав Тарасов.
– ОСАГО сейчас в критическом положении, – сказал он. – В 2003 году, когда его только ввели, на рынке было 300 страховых компаний, а сейчас осталось около 50. По моим данным, на самом деле страховки покупает не 30% водителей, а гораздо больше. Если взять последнюю статистику, в России около 52 миллионов автомобилей, и 45 из них застраховано.
- Замечания по проекту ЦБ принимает до завтрашнего дня, 20 июня. После его рассмотрит совет директоров Центробанка. Проект вступит в силу через 10 дней после опубликования.
- По прогнозам автостраховщиков, тарифы начнут повышаться в конце лета.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!