Под Новоуральск свозят урановые отходы: разбираемся – опасны ли они

Под Новоуральск уже привезли 600 тонн так называемых урановых "хвостов" из Германии. В ближайшее время сюда должны доставить еще 12 тысяч тонн этого радиоактивного материала. Из-за этих событий российские экологи провели в Екатеринбурге открытую встречу, на которой рассказали, чем опасно хранение обедненного урана.

"Основная опасность – химическая токсичность"

На собрании выступил московский инженер-физик, член Российского Социально-экологического Союза Андрей Ожаровский. Он объяснил, что обедненный уран крайне токсичен.

– Основная опасность связана не с его радиоактивностью, хотя и это тоже не очень хорошо. Все беды от его химической токсичности. Урановые "хвосты" реагирует с водой, в том числе с влагой воздуха, из-за чего создается крайне ядовитая плавиковая кислота, – рассказал эколог.

Как объяснил специалист, урановые отходы образуются следующим образом. Природный уран состоит из двух изотопов: 238 и 235. Для работы атомных станций нужно довезти процент урана-235 с 0,7% до 4%, то есть обогатить его. А для производства атомного оружия и вовсе нужно увеличить концентрацию 235 изотопа до 90%. Обедненным же ураном или урановым "хвостом" называется вещество, в котором процент урана-235 меньше природного. Из него уже нельзя при уровне нынешних технологий получить ценный ресурс.

Кроме того, он отметил, что в случае разгерметизации контейнеров с радиоактивным материалом из-за серьезной катастрофы (например, крушение самолета или падение метеорита) распространение по воздуху гексафторида урана теоретически приведет к большому числу жертв. Причем, смертельная концентрация вещества может наблюдаться в радиусе 32 километров от эпицентра.

"За 70 лет ни один человек не погиб"

Однако на встрече присутствовал носитель альтернативной точки зрения на проблему ввоза урановых "хвостов" – физик-ядерщик и блогер, известный в Екатеринбурге, Дмитрий Горчаков. Он пытался объяснить, что нет ничего плохого в сотнях тысячах тонн урановых отходов, захороненных на Урале.

– Напомню, никогда еще не было такого, чтобы большое количество гексафторида урана было выброшено в воздух. За 70 лет от этого не погиб ни один человек. И даже при самом страшном сценарии, то есть при крушении самолета на поля с веществом, не будет такой опасной концентрации. Никаких 32 километров – максимум, километр! – отметил Горчаков.

Также он отказался признавать обедненный уран отходами. Дело в том, что вещество можно переработать и получить ценный ресурс – обогащенный уран. Тем не менее Андрей Онжаровский уточнил, что нужно для этого сделать.

– Вот только для получения одной бочки обогащенного урана, мы неизбежно получим 5-6 бочек отходов. Таким образом, из 10 тысяч тонн урановых "хвостов" получится 1,5 тысячи тонн относительно качественного продукта и примерно 8,7 тысяч отходов. Кроме того, это дико дорого, поскольку для этого требуется колоссальное количество электроэнергии, – резюмировал московский эксперт.

"Ценный ресурс не лежит просто так на открытом воздухе"

Эколог из Москвы продолжил также отметил, что сколько-нибудь стоящие материалы не будут перевозиться практически без охраны и храниться буквально на улице.

Сейчас в России уже накоплено более 1,2 миллиона урановых отходов. И это один из важнейших аргументов, чтобы считать этот материал именно отходом. Не будет ценный ресурс лежать просто так на площадках открытого хранения. Большая часть (0,5 миллиона) хранится под Новоуральском. Цифры не говорят нам о площади, а это несколько десятков футбольных полей. Наверно, его можно было бы продать или купить, если бы он был действительно ценен, уточнил Ожаровский.

Также он добавил, что в "Росатоме" ранее говорили, что для того чтобы избавиться от этих накоплений нужны огромные деньги. Также он подчеркнул, что в России хранится около 140 тысяч емкостей с обедненным ураном, и к ним ежегодно добавляется более 2 тысяч контейнеров. Здесь его можно держать только около 40 лет, после чего их необходимо перепаковать. Большая часть емкостей уже не удовлетворяет современным требованиям по транспортировке, их возможно перемещать только внутри предприятия, то есть контейнеры не готовы для перевозки, тем временем в России хотят сделать всего две площадки для хранения урановых отходов: Новоуральск и Зеленогорск.

"Танец на граблях"

На собрании слово взяла специалист по радиационной биологии из Екатеринбурга Наталья Манзурова. Она особо подчеркнула, что в случае утечки никто из местных жителей не сможет среагировать надлежащим образом.

Я занимаюсь вопросами радиационной безопасности. Дмитрий, Вы говорите, что самый страшны сценарий невозможен. Тем не менее до Чернобыля тоже говорили, что ничего не случится. Когда же произошел, то сказали, что больше подобного точно не произойдет. Вы тоже утверждаете, что за 70 лет не случилось ни одного смертельного исхода. Но это похоже на танец на граблях. Обязательно когда-нибудь по голове прилетит, – уточнила Манзурова.

Более того, она рассказала, что люди вообще не понимают, как себя вести во время радиационной, биологической или химической опасности.

Даже на нашей знаменитой Белояркской АЭС не имеют представления, что им делать. Сами атомщики этого не знают, – подвела итог эксперт.

  • Напомним, против ввоза урановых отходов выступили более 25 организаций и движений и более 35 тысяч человек со всей России. Перед заводом компании Urenco в Гронау (Германия) прошла демонстрация, в которой участвовали экоактивисты из Германии, Нидерландов и России.
  • По информации экоактивистов, в Россию с начала 1990-х уже доставили свыше 100 тысяч тонн урановых отходов. Сейчас их общий объем превышает миллион тонн.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!