Реновация: за и против

16 марта Законодательное собрание Свердловской области приняло закон «О комплексном развитии территорий», его называют еще законом о реновации, а за этим словом тянется шлейф скандалов вокруг громких сносов пятиэтажек в Москве. НАША поговорила с чиновниками областного правительства и мэрии, игроками рынка недвижимости и урбанистами о том, чего ждать от этого закона и стоит ли сравнивать Екатеринбург со столицей.

О чем закон?

Документ декларирует за областным правительством право определять территории, которые будут подвергаться масштабной перестройке, начиная от инфраструктуры и не заканчивая социальными объектами, и порядок, в котором он будет реализован. Однако сам механизм, по которому будут выбираться участки, проходить отселение жильцов и выплачиваться компенсация, пока не определен. Для этого надо принять нормативно-правовые акты, что сделают к 3-му кварталу 2021 года.

По словам Максима Пучкова, зам министра строительства Свердловской области, пилотные территории для реновации определят в начале апреля. Главными кандидатами называют барачную застройку на Уралмаше, Эльмаше и Вторчермете.

Взгляд сверху

По мнению Александра Косинцева, зам председателя Общественной палаты Свердловской области, закон – это «революционный взгляд на оздоровление городской территории», который станет альтернативой точечным застройкам.

Валентин Лаппо, председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике ЗакСо, считает закон о КРТ новым инструментом в программе расселения аварийного и ветхого жилья:

- В Свердловской области порядка 2,5 тысяч домов признаны аварийными, создана программа по отселению из ветхих домов, который были признаны такими до 2017 года. Это половина общего аварийного жилфонда. До сентября 2025 года надо расселить 20 тысяч жителей, на это требуется свыше 340 тыс. кв. метров жилья.

Чиновники подчеркивают, что закон о КРТ дополняет Жилищный кодекс новыми механизмами компенсации для жильцов территорий, попавших под программы развития.

- Так собственник жилья может добавить какие-то свои средства, маткапитал, например, и получить жилье большей пощади. Гражданам, проживающим по договору соцнайма, предоставляется жилье вне очереди, а поживающим в коммуналках – отдельная квартира, – рассказывает Наталья Трофимова, зам директора Уральского института регионального законодательства.

Жильцы всегда имеют право вычеркнуть свой дом из списков на реновацию на общем собрании.

- Одобренное Минстроем решение о включении домов в программу КРТ публикуется на сайте, мэрия организует собрания с собственниками жилья. Если более 2/3 жильцов голосуют «За», тогда эти объекты остаются в проекте и запускаются последующие механизма. Если объекты признаны аварийными, то собрание не проводится, - объясняет Евгения Рожок, начальник юридического отдела Департамента архитектуры мэрии.

Что говорит бизнес?

Гильдия строителей Урала, представляющая интересы девелоперов, принимала активное участие в обсуждении документа. Однако, поскольку закон рамочный, комментировать его НАШЕЙ там отказались.

Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости, тоже считает, что рано говорить о последствиях закона, пока нет четких механизмов. Он отметил, что нет смысла сравнивать московскую реновацию с екатеринбургской: разные городские бюджеты и возможности девелоперов.

- Во многом этот закон будет базироваться на возможностях девелоперов, которые выйдут на эти площадки. Это главное отличие от московской реновации, где городской бюджет позволяет самостоятельно реализовывать проекты, для Свердловской области без средств девелоперов этот закон работать не будет. В целом, московская реновация – это другая история, нет смысла тут проводить параллели. Закон должен урегулировать интересы бизнеса, который хочет развивать девелоперские проекты, и жителей конкретного района, которые не всегда хотят менять что-то. В интересах власти найти компромисс между этими сторонами, чтобы все приводило к логичному и гармоничному развитию города и не ломало его сложившуюся экосистему. Закон необходим, город должен логично развиваться, - считает Хорьков.

Подводные камни закона

Поспешность принятия закона и практически отсутствие публичных обсуждений заставили активистов и политиков настороженно отнестись к проекту.

- Проблема в том, что мэрия, городская Дума и Законодательное собрание отказываются от своих прав по землепользованию в пользу Областного правительства, это переводит проект их публичной плоскости в кулуарную. Лучшее, что можно было сделать, это отклонить данный рамочный проект и подготовить полноценный, - считает Алексей Кофман, активист «Городских проектов».

- Это только на бумаге была прописана благая цель расселения ветхих домов. На деле это закон о праве местных властей в течении 45 дней по суду выселить человека из дома, земля под которым заинтересовала коммерсантов от строительства. Именно такая норма прописана в законе: мэрия решает передать землю вашего квартала под строительство новых домов – вам предлагают варианты переезда – вы не хотите уезжать из своего дома на окраину – вас выкидывают на улицу и продолжают предлагать варианты, но уже отобрав вашу квартиру и снеся дом, - рассуждает Дмитрий Ионин, депутат Государственной думы.