Вот и сказочке конец: рецензия на фильм «Гоголь: Страшная месть»

В кино наконец вышла заключительная часть трилогии про Гоголя. Режиссер Егор Баранов рассказал свою черную сказку о Диканьке и Черном всаднике до конца. Зрители получили все кусочки мозаики и теперь можно подумать, стоит ли смотреть "Гоголя" в кино целиком или дождаться сериала, который обещали запустить в 2019 году на ТВ3.

Предыдущие картины страдали от отсутствия четкого финала, это были лишь обрывки большой истории. В третьей части зритель получает ответы на волнующие вопросы. Мы, наконец, узнаем личность Всадника, его помыслы, зачем в Диканьку был послан именно Гуро и почему-таки сам Гоголь – Темный.

Уже из трейлера "Страшной мести" ясно, что Гоголь не умер во второй части, он все так же пытается найти Всадника. "С того света" возвращается и Яков Гуро. Как обычно, он появляется в самый подходящий момент. Видимо, выжидал. Любит он театральные эффекты, наш Яков Гуро.

Вообще фильм получился очень динамичным, захватывающим и пролетает на одном дыхании. Разговоров тут много. И каждое слово имеет свой смысл, а моменты происходят неспроста. Есть снова несколько переплетающихся историй из разных времен, семей и героев. И именно из них становятся ясны мотивы поступков всех главных героев.

Актеры в "Страшной мести" тоже выложились по полной. Олег Меньшиков по-прежнему прекрасен, но теперь его герой вызывает очень противоречивые чувства – от обожания до презрения и ненависти. Неожиданно естественным и искренним смотрится Евгений Стычкин в роли главы полиции Диканьки Бинха. Если в прошлых частях многие к нему относились как к комичному персонажу и со скепсисом, то тут он оказывается "человеком чести". Раскрылась и Юлия Франц, играющая утопленницу Мафку, ее героине по-настоящему сочувствуешь и переживаешь за нее. Александр Петров влился в роль Гоголя так, что даже его накладные усы и парик смотрятся реальнее или попросту их уже не замечаешь.

"Гоголь: Страшная месть" сочетает в себе много важных для хорошего фильма элементов: яркие цитаты героев, непредвиденный финал, множественные отсылки к известным произведениями Гоголя.  Если первая часть была больше юмористической, а второй фильм – драматическим, то тональность третьего вышла жесткая с множеством неожиданных смертей. Действие настолько увлекает, что совершенно не замечаешь огрехи, которые, конечно, тут тоже есть, но впечатления не портят. К примеру, тот же монтаж. Местами чувствуется, что проект запланирован, как сериал и часть сцен опущена в киноверсии.

В целом, получилось очень вкусное кино, сочное и атмосферное, снятое на высоком уровне. Есть некоторые проблемы с монтажом, чувствуется, что проект "Гоголь" был запланирован как сериал. Поэтому часть сцен в экранной версии опущена, местами связь теряется.

Опять-таки режиссер просит не относиться серьезно ко всему, что происходит в "Гоголе". Он сразу говорил, что фильм сделан по мотивам произведений Гоголя и не является их экранизацией. И сцена в конце фильма с участием Пушкина ставит окончательный крест или точку в спорах защитников классики и фильма про Гоголя, подчеркивая абсурдность и гротеск всего происходящего на экране.

Да и саундтрек от "Аквариума" и Шнурова, "Подними-ка мне не веки", вполне себе подчеркивает, для какой аудитории предназначено кино. В своем жанре комиксов, нуара и черного юмора, приправленных экшном, хорошими актерами и необычным переплетением сюжета сказка о Гоголе и Диканьке получилась просто прекрасной. 8 из 10.

Благодарим за просмотр кинотеатр "Континент-синема".

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!