"Вселенная в спичечном коробке": режиссер Юрий Быков представил фильм "Сторож" в Екатеринбурге

Режиссер и актер Юрий Быков представил в Екатеринбурге свою новую картину "Сторож". Он ответил на вопросы по фильму и рассказал о своих планах.

"Вселенная в спичечном коробке"

Почему в "Стороже" решили подняться над социальным контекстом?

– Мне кажется, что в каждом фильме есть социальный контекст. Он есть даже в "Терминаторе 2". Здесь мы со съемочной группой попытались рассказать историю о человеческих взаимоотношениях. Мне кажется, что здесь это и является социальным подтекстом.

Как Вы определяете жанр кино, наиболее привычный Вам как режиссеру?

– Я сформулировал этот жанр просто: "Вселенная в спичечном коробке". Под этим подразумевается драма, несущая в себе философское высказывание. Мы снимаем картины с маленькими внешними масштабами, однако смысл в них вкладываем огромный. И это дает абсолютную творческую свободу.

– С чем связано то, что часто используете образ огня?

Меня всегда пугал этот образ. Я раньше часто упоминал Прометея, подарившего людям свет знаний. Вот и я боялся пасть в глазах общественности, несмотря на то, что так и не стал большим художником. Однако им и нельзя стать, имея многомиллионные счета и роскошные квартиры в центре Москвы. Значимые деятели искусства раздвигают рамки привычного, привносят что-то новое. Вот и в "Стороже" есть сцена, в которой мой персонаж боится быть сожженным заживо.

"Совесть схватит за горло"

– Кем являются главные герои?

Для меня они – это архетипы. В кино имеется три главных типажа: слабая женщина, вынужденная выйти замуж, чтобы выжить; мужчина, который хочет иметь все и всех; пророк или лучше лжепропрок. И у всех есть одна проблема – ложь самому себе. Именно она отравила их жизнь.

– Сами решили сыграть одного из героев?

– К сожалению, у меня не было выбора. У ранее утвержденного артиста не получилось сняться в «Стороже». После его отказа у нас осталось 4 дня на поиски другого актера. Найти кого-нибудь за такой короткий промежуток времени было невозможно.

– Как отбираете артистов на роли?

Обычно я работаю с определенной фактурой. С так называемой возрастной периферией. Действительно, из каждого актера можно сделать что-то ему несвойственное, но я работаю с реалистической драмой, потому беру актеров, соответствующих определенному социальному срезу.

– Почему фильм закончился именно так?

– Фильм показывает, что все совершают ошибки. Один из персонажей, Стас – бесконечно загнанный человек. С моей точки зрения, было достаточно хорошо объяснено, что он постоянно предавал самого себя. Однако в какой-то момент осознал, что дальше идти некуда.

– Как он это понял?

– Дело в том, что он – человек, который умеет любить. Кто он такой? Он – бесконечно хитрожопая субстанция, и все же начинает неожиданно плакать, лежа на кровати, из-за конфликта с женой. А если человек способен любить, у него есть совесть. От совести не получится отмахнуться, она все же схватит тебя за горло.

В жизни есть место счастью

– Что планируете снимать в будущем?

Предмет моего изучения – человеческие склонности и патологии. Тем не менее не нужно считать, что в жизни нет счастья, для этого нужно быть полным идиотом. Своей задачей считаю вскрывать человеческие проблемы.

– Какие темы Вам наиболее интересны?

Например, мне кажется, что тема религии неисчерпаема. Считается, что человеку Бог нужен только для страха. Однако это не всегда так. И все же основная задача для меня: определиться с жанром, в котором я хочу снимать. Надеюсь, что философская притча понравится зрителям. И мне не придется возвращаться к стрелямбе и орамбе.

– Что думаете о Екатеринбурге?

Екатеринбург это гейзер. На поверхности земной коры существуют отверстия, выбрасывающие накопившуюся энергию. Если сопоставить это с социальным устройством России, то Екатеринбург тогда можно сравнить с гейзером. Хорошо, что он есть. Он убирает неверное ощущение, что за МКАДом есть только глубокая перифирия. Может быть, он даже более свободный, чем Санкт-Петербург.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!