Взрыв на станции Свердловск-Сортировочный 4 октября 1988 года, воспоминания очевидцев - новости Екатеринбурга 20 октября 2014 года

28 лет назад в Свердловске произошла трагедия, с тех пор известная как Взрыв на Сортировке. Обошлось без массовых смертей: на улицах города из-за раннего часа никого не было, поэтому жертвами взрыва стали лишь шесть работников-железнодорожников. А разрушения в результате пошли даже на пользу городу.

Старую Сортировку разобрало по дощечкам

Раннее утро 4 октября 1988 года. Город спит. В 4 часа 30 минут на его окраине, на крупнейшей в СССР железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный, незакрепленный состав из двух вагонов на стрелке ударился в проходящий мимо товарняк с углем. В составе перевозили груз Минобороны СССР: 46 тонн тротила и 40 тонн гексогена. Упали опоры контактных проводов, произошло короткое замыкание, огненное пламя охватило вагоны, и раздался чудовищной силы взрыв. Ближайший к железной дороге жилой массив до улицы Технической, состоящий в основном из деревянных бараков, ударной волной разобрало по дощечкам. В крепких кирпичных зданиях, что стояли подальше от магистрали, обрушились перекрытия и балконы. В других районах Свердловска повышибало окна. Ударная волна разошлась на 15 км. Погибло 6 рабочих-железнодорожников. Более 500 горожан получили разные ранения, в основном, порезы от осколков стекла.

По району будто до сих пор гуляет взрывная волна

Сегодня очевидно, что здания, возведенные на обломках той катастрофы, не выдерживают испытания новым временем и ветшают на глазах, а в хмурых дворах будто до сих пор бродит эхо взрыва. Радуют глаз лишь новостройки последних лет, возвышающиеся в разноцветных одеждах на фоне серых кирпичных бараков – свидетелей тех событий.

Хотя тогда, сразу после катастрофы, освободившиеся от разрушенных бараков площади стали быстро застраиваться многоэтажками, школами и детскими садами. Рядом со старыми сталинками появились современные 5-, 9- и 16-этажные жилые дома. Район улиц Технической и Маневровой, полностью сметенный взрывом, застроен заново. Всего за первое после катастрофы десятилетие на Сортировке появилось почти 200 000 кв. м жилья. Большая стройка идет и сегодня, меняя облик района до неузнаваемости по сравнению с тем, что было до взрыва.

Истории очевидцев

Василий Голощапов, 39 лет, кинорежиссер:

- В 1988-м мне было 13 лет, я чувствовал какой-то долг в том, чтобы сделать те фото. И сейчас считаю, что люди должны знать и видеть правду, как была разрушена Сортировка, а то многие живут в эйфории новостроек. В тот день мы с моим товарищем Александром, вооруженные фотоаппаратами, отправились в район катастрофы. Прятались в полуразрушенных домах, делали вид, что разглядываем последствия, а сами снимали, снимали, снимали. Многие деревянные дома были уничтожены полностью. Практически не было ни одного целого оконного стекла в домах, стоявших на удалении до 3-х километров от эпицентра взрыва. Мусорные баки были переполнены битым стеклом, несколько дней люди выгребали стекло из квартир и подъездов. В некоторых зданиях вместе со стеклами вылетели и рамы. Ходили слухи, что части вагонов в момент взрыва разлетались в радиусе до нескольких километров.

Алексей Тканев, 52 года, рекламный конструктор:

- Я как-то написал рассказ о событиях в то утро, разместил его в сети, а потом по просьбам трудящихся писал об этом еще и еще. Я ведь был, так сказать, на передовой. Тогда я только вернулся из армии. Мой дом был в ста метрах от пешеходного моста через железную дорогу. Я спал, когда над ухом прошла первая волна. Но на обратной волне меня огрело по спине дверью, что вылетела из проема вместе с косяком. Включается армейский режим: перекатом, голой спиной прямо по битому стеклу, ухожу под подоконник, в голове лихорадочной мыслью бьется: «Где же «калаш», как я без ствола-то, ведь обстреляли из миномета, сейчас штурмовать пойдут?!» Но слышу почему-то детские испуганные голоса, и главное: они говорят по-русски! Е-мое... Я же дома! Беру коробку с лекарствами, кому-то оказываю помощь, где-то просто сую в руки зеленку или пластырь. Порезанных много, но жить будут. Пострадавших для такого масштаба удивительно мало, все могло быть гораздо хуже. Через несколько месяцев после взрыва я получил квартиру в новостройке на улице Дружининской.

Бывшая остановка «Почта» на Технической. Рядом вырос торговый центр «Семь ключей» и многоэтажки.

Магазин «Товары для дома» на Технической, 64. На фасаде поменяли окна, в целом он не изменился.

Квартал Ватутина – Маневровая – Минометчиков. Осталась лишь пятиэтажка на Ватутина, 1.

Район перекрестка улиц Коуровская – Техническая. У двухэтажки появилась новая крыша, рядом расположился торговый центр «Семь ключей».

Разрушенные дома – таким оказалась Старая сортировка утром 4 октября 1988 года. Теперь на их месте стоят многоэтажки.