Новостной портал "Город Екатеринбург"
28 ноября, Екатеринбург -12.2°
Курс ЦБ 108.01 113.09
Главные новости

"Если подросток не бунтует, надо очень напугаться": как не довести школьника до суицида

В последние время стало очень популярным загружать ребенка по полной, отправляя его на дополнительные занятия. Бытует мнение, что так ребенок будет успешнее, легче поступит в вуз. Однако в этой гонке, нередко опускают душевное состояние детей, когда обратить внимание, поговорить с ребенком времени не остается из-за загруженности. Недавно в Екатеринбурге покончила с собой 16-летняя девушка. Известно, что она была отличницей , перешла в физико-математический класс, занималась с репетиторами. В предсмертной записке она написала: "Простите, что я стала лишь вашим разочарованием". Мы спросили у психологов, как распознать, что у подростка внутренние проблемы и как не довести его до суицида завышенными ожиданиями.

"Если подросток не бунтует, надо очень напугаться": как не довести школьника до суицида
Маркеры подростковой депрессии
– Основной маркер (признак, на который должны обратить внимание взрослые. – Прим. автора) – это повышенная тревожность у ребенка, перфекционизм, страх ошибки и оценки, – говорит клинический психолог Любовь Владыкина. – Важно понимать, что если ребенок не бунтует в этом возрасте (не хамит, не грубит, в школе и дома – там, где комфортная среда, где его принимают) надо очень напугаться и бежать узнавать, что вообще происходит. Дело в том, что в период полового созревания вполне возможны разные рецидивы, связанные с проблемами нервной системы. Есть еще проблемы неустойчивости эмоционального состояния у подростков. В сентябре было много перепадов погодных. Это тоже сказывается на эмоциональной нестабильности, особенно у детей, с неврологическими проблемами.

В школах, конечно, на детей могут оказывать давление. Но это не вина учителей, с них также требует директор, отмечает Любовь Владыкина. И если ребенок отличник и вдруг покажет результат хуже, то спросят с учителя. Хотя 10-й класс как раз и рассматривается как передышка между выпускными, но сбавить обороты отличнику, к сожалению, не позволят. И получается, что днем ребенок в школе, здесь бы на изменения в поведении могли обратить внимание учителя, но и им не до того, учитывая объем бумажной работы, которую с них требуют.

– Есть даже перечень школ, где очень высокий уровень невротизации школьников (не будем называть). И чем ближе к выпускным, тем выше этот уровень. Но однозначно, обвинять родителей и учителей здесь сложно и не стоит. Мы не можем сказать, что виноваты родители, школа, дети, которые окружают. Я думаю, что здесь сочетание факторов плюс очень сильная критичность к себе. Надо, конечно, личность знать. Считаю, что это был несчастный случай, просто вовремя не заметили, что девочка опасна сама для себя. Хотя сейчас все чаще идет именно депрессивное расстройство у подростков, суициды – редкость.

Психолог, куратор клуба Умной безопасности Анастасия Беренова называет еще одну проблему школ – усредненность, при которой не учитываются особенности и таланты ребенка, что нередко, в конченом итоге, приводит к депрессии у них.

– Сама идея ЕГЭ и ОГЭ подразумевает некоторую стандартизацию как мышления, так и скорости. В итоге флегаматики, а также все те, чьи таланты зарыты в других сферах – потенциально уязвимая группа, – отметила она. – У таких детей вероятнее сложится видение себя как неудачника, хотя возможно в другой среде их таланты проявились бы максимально ярко. Медленно думаешь? Но зато умеешь видеть и анализировать мельчайшие детали. Тетрадь исчеркана от постоянных спешных идей? Зато талантливо и экспрессивно рисует. А ведь есть те, кто просто не может принимать решения в нервной атмосфере, когда любая ошибка фатальна. Важно для тех, кто с трудом включается в задачи системы, найти альтернативные пути. Это не всегда просто, колледж ли, частная школа или просто не вовлечение в переживания – выбор, поддержать который должны родители.

Но школа с ее стандартизированным ЕГЭ не конец жизни, дальше – еще сложнее: дети видят, а с распространением социальных сетей все больше, что социальные лифты узкие, отмечает Беренова. Дети понимают, что для достойной жизни мало выучиться на врача, надо стать невероятно классным врачом, потому что просто врач получает очень мало, а размеренно жить невозможно, надо все время прыгать через голову, иначе – банальная бедность. В это же время дети видят, благодаря соцсетям, и другую тенденцию – что можно легко и быстро заработать, можно создать с нуля онлайн-школу, блог.

– Видят витрину жизни в Instagram. То есть у них внутри диссонанс – легко разбогатеть может каждый / заработать сложно. От этого и взрослые впадают в депрессию. Выход здесь только один – учить распознавать свои таланты и ценить уникальность, взращивать их, – говорит Беренова. – Опять же всесторонняя поддержка родителей здесь важна: помочь разобраться с тенденциями профессий, широко проанализировать таланты ребенка. Знаете, иногда уметь договориться с собакой – это талант и дорога будущего ветеринара, а в школе об этом вообще возможно узнать? Будущее – за принятием инаковости, искать в ней плюсы а не пытаться встроить в систему.

Учитывая эмоциональную неустойчивость детей-подростков, нагрузку и давление в школах, влияние соцсетей, психологи призывают родителей, прежде всего, внимательно отнестись к здоровью ребенка, знать признаки подростковых депрессий: как минимум "взгляд в никуда" и резкие изменения привычного поведения должны насторожить. Также факторами риска могут быть:

  • послушание на грани безволия, удобный ребенок;
  • резкая агрессия, изменения настроения, плаксивость;
  • замкнутость;
  • отсутствие друзей и социальных интересов;
  • быстрая утомляемость, нарушения сна.
– Но если же ребенок интересуется темой смерти, много говорит о смысле бытия – это как раз маркер того, что он дорос до сложных тем, а вовсе не того, что он пытается воплотить их в жизнь. Вот и поговорите! О смысле жизни, психологии, временных трудностях и навыках их преодоления. Научите справляется с негативными эмоциями, проживать их, – отметила Беренова. – А вот идея о том, что подростки вовлекаются в деструктивные сообщества и из-за этого решают покончить с собой – перевернута с ног на голову. Это может быть только внутренним выбором, и не подвести к нему – наш задача. А человека, который хочет жить убедить умереть невозможно. Это величайший миф, который разрушителен, также как идея необходимого контроля вместо необходимой любви и доверия.

Ошибки родителей

По словам психологов, для психического здоровья детей важно, чтобы они чувствовали поддержку, были готовы поговорить с родителями, обсудить проблему. Не надо отмахиваться, обесценивать проблему ребенка, какой бы ничтожной она не казалась взрослым. Для них – многие проблемы – настоящие трагедии. На худой конец, ребенок должен знать телефон психологической службы доверия.

  • 8-800-300-83-83 – "детская" линия доверия круглосуточного бесплатного телефона психологической помощи минздрава Свердловской области.

Идеал – чужой взрослый, для сепарировавшегося уже от родителей подростка он выходит на первое место. Это человек, который выслушает, посопереживает и не раскроет тайну.

Но есть и другая проблема, нередко родители даже не замечают, как оказывают давление на ребенка, употребляя привычные фразы, но которые тяжело переживают дети, создавая, тем самым, нервную обстановку дома.

– Например, в большой тревоге проговаривают, что ребенок как следует должен закончить школу, иначе не поступит в вуз, как будто это – вершина карьеры, а если не поступить, наступит конец света, – отмечает Любовь Владыкина. – Так делать не надо. Поступит ребенок или не поступит, это вообще ерунда, главное, чтобы был жив здоров и полноценно развивался. Был хорошим членом общества, умел принимать и понимать других людей. Кроме того, подростки 14-16 лет находятся в бесконечном поиске себя. А взрослые транслируют свои ожидания. Давайте не будем забывать, что у подростков свои представления о том, что правильно, что неправильно, в том числе касательно сексуальной ориентации, отношений. У меня на консультировании были подростки, считавшие себя отвратительными, потому что вот в этом не оправдывали ожидания родителей. Как правило, у них родители озвучивали опосредованно отношение к однополым союзам негативное, но ребенок-то на свой счет это воспринимал. Дети не всегда понимают, что, мало ли, что родитель ляпнул в отношении другого человека, по отношению к родному ребенку он считает иначе. Приходилось родителей просить озвучивать при ребенке: я приму тебя любым, но это не значит, что я все одобрю. Но я тебя люблю и приму, потому что ты мой ребенок. Это очень важная вещь.

Анастасия Беренова также отмечает, что давление и насилие в семье – вещь не всегда распознаваемая. Привычно для родителей спрашивать домашнее задание, ругать за лень, критиковать, поскольку сами выросли в такой среде и "иммунитет" против психологического насилия очень низок.

Ошибки родителей, на которые указывают психологи:

  • ругать или сравнивать человека, а не поступки;
  • использовать двойные послания: например говорить "я тебя люблю" агрессивно – таким образом лишая опоры в общении;
  • иронизировать над ошибками;
  • обесценивать, даже из заботы: "Это все хорошо, но ты можешь лучше", "Это не серьезно, лучше внимательнее изучи материал";
  • нагружать ответственностью "Мы много стараемся, ждем и от тебя";
  • обесценивать переживания: "Это что еще, во взрослой жизни сложнее", "Тебе показалось, что ты устала, мы работаем больше".

Важно не только осознавать, но и уметь поддерживать ребенка, отмечает Беренова: говорить, принимать, не обесценивать, всегда верить в своего ребенка (взращивать таланты, быть слушателем, наблюдателем, ценителем: "Я знаю, что ты справляешься так, как лучше для тебя, и верю в тебя").

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!

Автор: Редакция

Новости партнеров