Чтобы уши из мусора не торчали: директор «Спецавтобазы» о борьбе со старыми и новыми свалками

Ситуация в подмосковном Волокаламске, жители которого требуют закрыть опасную свалку, – пример того, до чего может довести безразличное отношение к мусору. Так считает новый директор екатеринбургской "Спецавтобазы" Нафик Фамиев.

Именно это предприятие с 1 июля текущего года займется вывозом твердых бытовых отходов в Восточной зоне, куда входит 34 свердловских муниципалитета, в том числе и Екатеринбург. Срок соглашения, которое заключили со "Спецавтобазой", – 12 лет.

НАША же выяснила, какие перемены ждут 2,7 миллиона свердловчан (а именно столько, по словам Нафика Фамиева, проживает на вверенной ему территории) в ближайшее время.

Новая реформа

– Нафик Ахнафович, когда вы только стали директором "Спецавтобазы", журналисты окрестили вас "мусорным королем". Не обижаетесь?

– Мне без разницы. Я шутки понимаю и спокойно к ним отношусь. У журналистов – своя работа, у меня – своя.

– Как раз о вашей работе хотелось бы узнать подробнее. С 1 июля ваше предприятие становится региональным оператором – это совершенно новая практика. Что же войдет в ваши обязанности?

– Да, абсолютно новая. Смотрите, есть существующая схема по работе c мусором. Оплата за его вывоз входит в строку "Содержание жилье". Деньги собирает управляющая компания. Она же нанимает транспортника. И потом кто-то довозит отходы до полигона, а кто-то просто скидывает их, где хочет. Из-за этого только в нашей зоне образовалось уже 636 незаконных свалок (против 12 законных, – Прим. авт.). Поэтому с 1 июля законодательство вводит другую схему. Отбирать перевозчиков и расплачиваться с ними будем мы, региональные операторы. Причем только после того, как груз доставят на законный полигон. Если коротко, то смысл реформы такой.

Цена вопроса

– В одном из последних интервью вы сказали, что вывоз мусора по новой системе обойдется каждому жителю в 166 рублей в месяц. Причем это станет отдельной коммунальной услугой.

Ну, во-первых, это только примерная сумма. И устанавливаем ее ни мы, ни муниципалитет, а свердловская Региональная энергетическая комиссия. А во-вторых, вас, журналистов, только это и интересует. Сколько ни пояснял суть реформы, а все пишут только про 166 рублей.

– Но людям же интересно знать, сколько им придется за это платить. 

Вот вы знаете, сколько платите сейчас за вывоз мусора? Нет? И никто не знает. Да, денежный вопрос всегда больной. Но если не платить, то нечего и мечтать об изменениях. Если нас устраивают тысячи неорганизованных свалок вдоль дороги, то можем жить, как и раньше. Но тогда уже лет через 5 из мусора будут только уши торчать.

Где взять то, чего нет?

– Давайте тогда поговорим о том, о чем журналисты не пишут. 

– О том, что у нас абсолютно нет инфраструктуры по работе с мусором... Видели, что происходит в Московской области? Аналогичная ситуация по всей стране: нет нормальных полигонов, нормальной сортировки мусора, переработки вторичного сырья, перегрузочных станций. Нужно перерабатывать и возвращать отсортированные отходы в жизненный цикл. А иначе зачем их сортировать? Если мы извлекли стекло, а нет переработки, что с ним делать дальше? Закапывать?

– Как раз об этом на недавней пресс-конференции говорил свердловский министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов. По его словам, в регионе построят пять мусороперерабатывающих заводов, в том числе возле Екатеринбурга. То есть вопрос уже решен?  

– Мы к нему приступим только с 1 июля. Будем привлекать средства инвесторов. Уже написали первую часть инвестиционной программы на 3,7 миллиарда рублей. Пишем вторую часть.

Раздельный сбор: "за" и "против"

– Сейчас во многих дворах можно увидеть контейнеры для определенного типа отходов, например, пластика. В этом есть смысл? 

–  Все это частные инициативы предпринимателей. Кто-то научился собирать пластик, кто-то стекло, кто-то макулатуру. И в принципе, пока нет современных сортировочных комплексов, которые способны разделить мусор автоматически, я одобряю любую инициативу. Но если мы начнем заниматься сортировкой как региональный оператор, то нам понадобится мусор определенного качества, а не все, что выбрано во дворе.

– А вы лично в раздельный сбор мусора верите?

– Не очень. Не думаю, что нужно сортировать его в каждой квартире. Нам бы хотя бы научиться разделять отходы на две фракции. Органическую и неорганическую: на то, что гниет и не гниет. А поставим по семь контейнеров – придется долго народ к этому приучать. И все равно в каждом доме найдется несколько человек, которые все сделают неправильно. Раздельный сбор, конечно, развит на западе. Но к этому люди шли лет двадцать. Ну и тогда не было таких современных комплексов, которые могут проделывать эту работу за них.

Борьба с "наследством"

– Допустим, новая система предотвратит появление новых свалок. А как быть с уже существующими?

Да, как я уже сказал, нам достанется большое "наследство", и его надо разгребать. Механизм здесь такой: мы предъявляем претензию владельцу земельного участка и даем ему два месяца на то, чтобы убрать свалку. Если этого не происходит, то убираем ее сами, а собственнику предъявляем расходы. Не заплатит сам, пойдем в суд. И это обойдется ему еще дороже.

Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте" и узнавайте новости первыми!