Начинают употреблять в младших классах: когда, как и что говорить детям о снюсе и наркотиках

Этой осень школы России захватила эпидемия распространения снюсов (бестабачная никотиновая смесь, но токсичная). В ноябре скандал по этому поводу разгорелся в элитной гимназии №5 в уральской столице, родители заявили, что в стенах учебного заведения распространяют снюс и курят вейпы. В Смоленске умер 12-летний ребенок, предположительно, из-за употребления снюса, а в Екатеринбурге его сверстник попал в больницу с острым отравлением. Причина одна – снюс.

"Могут попробовать и в начальной школе"

Учитывая негативную ситуацию сложившуюся в школах, общественники, администрации учебных заведений начали проводить родительские собрания, где подробно рассказывают о том, что такое снюс, чем опасен. Однако, по словам главы фонда "Город без наркотиков", депутата гордумы Тимофея Жукова, 70% родителей вообще не в курсе, что в школах распространяют снюс, наркотики и дети их употребляют, взрослые не знают, что происходит в классах, школах и с их детьми.

– От этого страшно. Родители, пожалуйста, будьте внимательнее и не закрывайте глаза на очевидные вещи. В наших силах помочь и выявить на ранних стадиях. Впервые попробовать снюс, как и другие наркотики, дети могут уже и в начальной школе. Систематически употреблять могут начать уже в 12 лет. Что касается распространения, чаще всего это не раньше 14-15 лет, – пояснил Жуков.

Уже появились предложения от депутатов ввести запрет на продажу снюсов в России. Однако психолог, куратор "Клуба умной безопасности" Анастасия Беренова, не отрицая необходимость принятия такого закона, отмечает, что родителям важно научить детей адекватным способам справляться с эмоциями.

– С какого возраста нужно начинать говорить о снюсах и наркотиках?

– Снюс распространяют не мифические незнакомцы, а ближний круг – старшеклассники, знакомые, друзья. Поэтому многое зависит от среды, в которой общается подросток или ребенок. Если он много времени проводит со сверстниками, и в его компании есть дети старше, то можно и в начальной школе поговорить, так как есть уже случаи, когда и таким детям старшеклассники предлагают что-то попробовать "по приколу". Можно, конечно, не вдаваться в подробности, но еще раз напомнить, что брать угощения нельзя, в том числе и у знакомых.

– В какой обстановке говорить, чтобы не вызвать со стороны ребенка негатив, игнорирование?

– В любой, главное чтобы вы были с ребенком в доверительных отношениях, чтобы разговор был искренний. Можно поговорить и о своем детстве, и своих чувствах. Часто у подростков в силу законов сепарации теряется эта связь с родителями. Не пугайтесь, это нормально! Это рост и развитие, гораздо хуже гипердоверие без бунта, им потом сложно оторваться от дома и взрослеть. Если с ребенком есть сложности с разговорами, постарайтесь найти в своем окружении человека, которому ребенок будет доверять, авторитетный взрослый. Будь то тренер, наставник, учитель, психолог, крестный и т. п. Это поможет выстроить диалог на другие сложные темы тоже. Ну или приведите в фонд к Тимофею [Жукову]. Искренние разговоры с успешными людьми – не только профилактика вовлечения, но и работа души, формирование ценностей.

"Поговорим о пользе наркотиков"

– Можно и нужно ли запугивать последствиями?

– Всегда лучше говорить не запугивая. Во-первых, тревожный ребенок или подросток получает еще одну проблему – ему надо тревогу снимать чем-то. А чем, если только и говорят, что снюс расслабляет? Понимаете, это порочный круг. А во-вторых тревожного родителя перестают слушать: "Чего там предки не понимают?" Нужно четко, но спокойно сказать о последствиях. Но чтобы последствия остановили ребенка от желания попробовать, надо, чтобы они были значимыми. Например, вред здоровью или риск смерти может остановить тогда, когда жизнь и ее качество являются ценностями у ребенка. Поэтому как бы то ни было, важно не просто рассказать и забыть, а каждодневно, на своем примере тоже, формировать систему ценностей.

– Не пробудят ли эти разговоры, наоборот, интерес к наркотикам и снюсу?

– Кажется, дело было в Санкт-Петербурге. Пришли общественники рассказывать в школу о наркотиках. На заднем ряду сели завучи и учителя, все проявили интерес. Ждут. И тут общественники говорят – а давайте поговорим о пользе наркотиков. На задних рядах чуть со стульев не попадали. Дети тоже удивлены, мягко говоря. Но разговор идет, и на доске образуется целый столбец "плюсов". Например, хорошее настроение, легкость общения, эйфория, уход от проблем и т. п. Но самое интересное было дальше. Во втором столбике все вместе придумывали по сто способов достижения этих же состояний. Какие, например вы знаете способы чувствовать эйфорию? Йога, прогулки, творчество… Или как с проблемами справляться? Как себя успокаивать? Да много чего, тут самое главное – дети сами стали придумывать и увидели многообразие способов управления настроением и реальностью.

Возмущает ли вас такая работа? С точки зрения права – это недопустимо. С точки зрения эффективности – оценить ее практически невозможно, потому что легко догадаться, что второй лекции уже не было. Но, если говорить о практической пользе, то я ее вижу. Во-первых, это не нравоучение. Нравоучения не работают. Во-вторых, это честный разговор. Ведь наркотики начинают потреблять, находясь в иллюзии, что получат нужное состояние, а о том, что они приносят вред – и так знают, но что-то это не останавливает некоторых? Ключевое в этом выступлении то, что дети научились понимать, как им создать себе нужное состояние здоровым способом. Поэтому надо не делать акцент на страхе, проявиться интерес или нет, важнее, чтобы было понимание, как управлять собой, эмоциями, настроением и снимать напряжение. Это один из прочных навыков профилактики зависимости. А выстроить разговор более умело, чем в приведенном примере я думаю, может любой чуткий родитель.

– Рассказывать ли только о риске при употреблении, или предупредить об ответственности и за распространение?

– Вовлечение в закладчики – это угроза для подростков. Говорить об этом можно и нужно, показав статьи уголовного кодекса и ссылки на громкие дела. Здесь не может быть полутонов – нельзя и все. В этом возрасте они все понимают. А еще лучше – научить их легальному заработку в той сфере, куда они планируют пойти дальше. Пусть знают настоящую цену деньгам, легальные способы взросления и самоуважения.

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!