Метро спасет миллион екатеринбуржцев: в мэрии рассказали о деньгах, проекте и перспективах подземки

Автор: Редакция

В последние дни на фоне известия о проведении Универсиады-2023 в Екатеринбурге горожане активно начали обсуждать судьбу второй ветки метро в уральской столице. Одни радуются, что на ее проектирование выделили из бюджета 250 миллионов рублей, другие считают, что деньги будут потрачены впустую, лучше бы на них закупили несколько новых трамваев. Тем не менее, в мэрии позиция по этому вопросу однозначная: метро надо проектировать.

"Готовы вкладываться"
– Мы с вами прекрасно понимаем, что еще при нашей жизни численность Екатеринбурга превысит 2 миллиона человек, возможно, и больше. Хотим мы того или нет, метро – это одно из наиболее перспективных направлений развития транспортного каркаса, – заявил мэр Александр Высокинский журналистам. – Сегодня у нас в обсуждении ветка "запад-восток". Прежде, чем заявляться на федеральные деньги, необходим проект, предпроектные проработки, четкие посадки станций, планы организации строительства, чтобы по серьезному обсуждать с федеральными органами необходимый объем строительства метро в Екатеринбурге. Мы должны показать серьезность нашим намерений, естественно, что мы готовы вкладываться, расходовать на это деньги. Наша позиция, что надо делать и до ВИЗа, и до ЖБИ, потому что Каменные палатки – растущий район, там крупные проекты по строительству.

В этом году на проектирование второй ветки из городского бюджета выделили 250 миллионов, всего же понадобится более одного миллиарда рублей, которые будут вкладывать постепенно. На само строительство, по предварительным оценкам, потребуется 60-70 миллиардов рублей, сказал мэр. При достаточном финансировании вторая ветка может появиться через пять-шесть лет.

Заместитель главы города по капитальному строительству и землепользованию города Алексей Бирюлин напомнил, что проектирование второй ветки ведется с 2012 года, когда был заключен контракт с "Уралгипротрансом" (генпроектировщик первой линии), он действующий, но в полном объеме не был выполнен. Они уже предварительно проработали промежуточный участок между станциями "Металлургическая" на Викулова и площадью 1905 года. Контракт был приостановлен из-за отсутствия финансирования, сейчас есть правовые основания его продлить.

– Их работа будет возобновлена, реанимируем контракт. Наработки есть, их нужно актуализировать и допроектировать две станции на запад ("Верх-Исетскую" и "Янтарную") и от площади до Каменных палаток. Все зависит от бюджетных возможностей, – отметил он.

На выделенные в 2019 году 250 миллионов актуализируют геодезических изыскания (текущее состояние земной поверхности, наличие существующих сетей, вновь проложенных с момента последних изысканий). Кроме того, нужно оценить ситуацию по текущему ограничению использования земельных участков, чтобы станции можно было без проблем разместить.

– Изменения местами есть, есть пограничные участки, сказать, что они значительные – нет, но где-то входы в метро нужно будет, возможно, подвигать. Это текущие моменты, которые на основе дополнительных изысканий мы выявим, – сказал Бирюлин.
Идут суды

Для примера привели ситуацию с "Бажовской". Изначально, там выдавалось разрешение под парковку. Однако, как пояснил Высокинский, по неизвестным причинам, было подписано разрешение на строительство капитального объекта, хотя земля предоставлялась без права на это. Здание построили, землю под ним выкупили у города за 11 миллионов рублей. Теперь идут суды, вместе с прокуратурой города мэрия пытается решить ситуацию.

– Если в том месте станции метро не будет, мы заблокируем третью ветку метрополитена, которая у нас диагонально должна идти (с северо-востока на юго-запад). Кроме того, нужно разбираться с новой транспортной идеологией. В советские времена схема составлялась для того, чтобы доставить трудовые массы на крупные промышленные предприятия. Мы изменились, при проектировании нужно учесть все эти аспекты. Сегодня появляются такие районы как Академический, где будет проживать около 300 тысяч человек. Нужно искать технологии, как завести метро в Академический, либо как связать его со станциями достаточно быстро. Также с другими крупными микрорайонами, в том числе с Новокольцовским. Мы еще рассматриваем совместно с СВЖД возможности продления маршрута городской электрички (она себя хорошо зарекомендовала, связывая Сортировку и Керамик). Если получится большое кольцо по городу сделать, то тогда быстрее будет доехать на ней. Производительность железной дороги достаточно большая, в новой транспортной схеме все это прорабатываем.

Первоочередная задача, по словам Высокинского, определиться с технологией строительства: один или два тоннеля, какие котлованы, как будут временно менять транспортные схемы, где строить станции и каким способом (открытом или закрытым).

Кратко о новой ветке
  • Каждая станция будет уникальная, возможно, будет объявлен конкурс на дизайн-проект. Это не сильно затратно, если сравнивать со стандартным обликом. Однако окончательное решение будут принимать от того, какие будут станции, какую технологию строительства выберут.
  • В России наиболее распространенная технология – два тоннеля по 6 метров в диаметре. Но можно и в один 9-метровый тоннель. Решение будут принимать, исходя из возможностей потенциальных подрядчиков, которые мэрия уже анализирует.
  • Самый трудоемкий этап – переход после станции "Площадь 1905 года" под рекой Исеть. Особенности грунтов имеют большое значение.
  • Как будут открывать станции, в каком порядке (все одновременно или поэтапно), решат после проектных проработок. Что окажется более доступным по финансам, то и будут делать в первую очередь. Поскольку метро, по словам Бирюлина, серьезно разгружает транспортную сеть. Сейчас на его долю приходится 18% от всего объема перевозок общественным транспортом.
– Открытие второй линии метро позволит вовлечь в пассажиропоток 700 тысяч человек. При реализации всех трех очередей (третья диагональная с северо-востока на юго-запад) – это более 1 миллиона человек, речь идет о тех, кто живет в 15-минутном радиусе доступности от станции, – заявил Бирюлин. – Будут деньги – будем максимально быстро строить.

Вступайте в НАШУ группу ВКонтакте, чтобы читать свежие новости и получать призы!