Как рассказала нам и.о. заведующего литературно-драматургической частью театра Мария Зырянова, сейчас в нем работают 115 сотрудников, 25 из них – актеры. Сколько же хранится кукол – точной информации нет.
– В реквизиторском цеху "живут" куклы, которые задействованы в современном репертуаре, здесь их несколько сотен. Также крупные фигуры, к примеру, из "Маленькой ведьмы" или "Калифа-Аиста", хранятся прямо в коридорах театра. Еще у нас есть музей с самыми старыми куклами, но пока он закрыт из-за отсутствия подходящего помещения, – рассказала она.Например, раньше там "жила" перчаточная кукла "Боевой товарищ", которому уже более 70 лет. Его еще во время Великой Отечественной войны смастерил из подручных материалов основатель театра Сергей Скобелин.
– В 1945 году режиссера освободили из немецкого концлагеря, - рассказала Зырянова. – Он создал эту куклу, и разыгрывал спектакли с бывшими заключенными. И старые куклы иногда тоже работают, выступают в Доме актера на встречах ветеранах сцены.Все рождаются в стенах театра
Театр кукол в Екатеринбурге уникален тем, что тут проходит весь процесс создания спектакля и всех кукол для него. Сначала режиссер вместе с художником придумывают проект, создают эскизы, которые затем отправляют в цеха: швейный, бутафорский, столярный, конструкторский, а также звуковой и световой.
– Художник и режиссер решают, как именно будут рассказывать историю. Характеры и система кукол влияют на многое. Например, у тростевой куклы жест плавный, спектакль выходит размеренный. Марионетка более активная и живая. Перчаточная кукла – безумная и легкая, – объяснила Зырянова.Конечно, хороший кукольник сможет рассказать историю и с помощью спичечного коробка, но в театре есть и огромные фигуры. Например, в спектакле "Калиф-Аист" герой превращается в гигантского паука.
– Артист держит на голове основную часть куклы. А по бокам есть ремни, которые крепятся к телу. И когда артист перебирает лапами, создается ощущение, что здоровый паук бежит по сцене. Это одна из самых больших кукол театра – ее вес более 5 килограммов. Еще есть конь Росинант из "Дон Кихота". Он высотой с настоящую лошадь. Создается иллюзия, что по сцене идет настоящий конь-призрак, – рассказала заведующая отделом театра.Какие куклы здесь обитают
Актриса кукольного театра Александра Шолик, работающая тут уже 15 лет, показала нам, что существует несколько видов кукол: перчаточная, тростевая, мимикрирующая, планшетная, марионетка и маска.
Перчаточная кукла, как она отметила, была одной из первых на Руси.
– В русских традициях Петрушка – парень с характером, острый на язык. На ярмарках артисты заматывались одеялом и работали за ширмой. У куклы большой нос, яркие щеки. С ним ставились сценки из обычной жизни, например, "Как Петрушка полицейского победил". Это был глас народа, – рассказала артистка.Следующая кукла – тростевая: руки у нее на палочках, управляются пальцами снизу. При этом пальцы самой куклы и кисти вращаются. А изнутри актер управляет ртом, глазами и корпусом куклы.
– Это одна из моих первых кукол, Элли из Изумрудного города, ей около 15 лет. Если снимем костюм и лицо, то останется яйцо – голова, механизм и палочки, а внизу все заканчивается шайбой, – продемонстрировала актриса.Еще есть мимирующая кукла, наподобие персонажей "Маппет-шоу". Эта тряпичная кукла преувеличенно широко открывает огромный рот на гласные звуки.Пользуются артисты и планшетными куклами. Сзади она плоская, с рычажками, поэтому при работе с ней нельзя поворачивать спиной. И за нее всегда отвечают минимум два человека: кто-то держит голову и тело, а кто-то работает руками.Популярны в театрах и марионетки. К примеру, итальянцы специализируются на куклах с очень сложной системой управления.Используют актеры и куклы-маски. Например, нам показали маску из старого спектакля "Кошкин дом".
– Когда работаешь в маске, нужно сразу все жесты и движения подстраивать под нее: все широко и гипертрофировано, поворачиваться всем телом. Маски чаще всего изготавливают под размеры артиста, – пояснила Александра Шолик.О тонкостях работы кукловода
У представителей этой профессии существует такое понятие, как "анимант" – это полное слияние артиста с куклой, когда зритель воспринимает их как одно целое, и кукла определяет пластику и интонацию работы человека.
– Театр кукол – это максимально воплощенный театр. Он не притворяется жизнью. Зрители готовы к тому, что они увидят историю, рассказанную странными способами. Эта дистанция между игрой и жизнью как раз и позволяет рассказать привычное по-другому, – отметила Мария Зырянова.– Вы верите, что ваши куклы живые?
– Мы их сами наделяем жизнью. Они живут, пока работают, пока с ними общаются, – ответила на этот вопрос актриса Александра Шолик. – У любой куклы есть характер. И выстраивается история взаимоотношений между артистом и куклой. Роль может не идти. Пытаешься наделить ее теми качествами, которыми хочешь, а кукла сопротивляется. Я говорю текст, а он пустой – не верится.– А бывает усталость от куклы?
– Физическая – да, когда она большая и тяжелая. Руки устают, спина. Если два часа с куклой рукой вверх ходить – любая станет тяжелой, - призналась актриса.Отчасти поэтому одна из самых любимых кукол другой актрисы театра Оксана Боднар – это маленький хомячок из "Золушки", который учится говорить, но может только свистеть. Он маленький, юркий, много бегает и пищит.– Когда вы на сцене, то своим лицом тоже стараетесь передать эмоции персонажа?
– Самое лучшее, если даже артиста видно, зритель не должен его замечать, – подчеркнула она. – Это высшая степень мастерства, и все мы к этому стремимся. Ведь главные актеры нашего театра – куклы.НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ
В репертуаре театра сейчас 36 спектаклей для детей и взрослых, которые показывают в большом и малом залах. А деток от полутора лет развлекают там на новой площадке "Mamin-зал". В одном спектакле задействованы около 10 актеров и от 30 до 40 кукол.
И каждый сезон театр ставит по 4 премьеры. В 2017 году это были сказка "Калиф-Аист", новогодние постановки, а 1 марта 2018-го там показали спектакль "Дон Кихот", над которым работали целый год.