В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга проходят прения по делу Руслана Соколовского

В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга 28 апреля 2017 года со второй попытки начинаются прения по делу блогера Руслана Соколовского. Корреспондент «Нашей Газеты» ведет онлайн-трансляцию из зала суда.

Ожидалось, что судебные прения, на которых гособвинитель озвучит сроки наказания для блогера, начнутся с 27 апреля. К этому времени судья Екатерина Шопоняк поручила сторонам подготовить речь. Вместо этого весь день ушел на завершение судебного следствия.

Вдобавок адвокаты пытались подать ходатайства о проведении повторной независимой экспертизы и обращения в Конституционный суд. Прошения адвокатов были отклонены.

Прения 27 апреля так и не состоялись. Гособвинитель Екатерина Калинина попросила судью перенести их на 28 апреля для подготовки к выступлению. Защита Соколовского предложила отложить прения до майских праздников. 

10.56. Доброе утро.

Соколовского привезли в суд и он с утра репетирует последнее слово в пустом зале.

11.06. В зал проходит прокурор.

11.08. В зал вошла судья. За ней хлынул поток журналистов и слушателей.

Пристав решил отправить слушателей на второй этаж, где идет трансляция.

- Мне некомфортно, что мне дышат в затылок, - жалуется прокурор.

11.12. Официально судебное следствие закончено. Стартовали прения.

Выступает прокурор. Она перечисляет статьи, по которым обвиняют Соколовского.

- Обвинение, предъявленное Соколовскому, очень объемное. Он – лицо, которое придерживается националистических взглядов и осознавал преступность своих действий, с целью возбуждения ненависти или вражды, а также с целью оскорбить и унизить чувства верующих создал ролики, - говорит прокурор. - Соколовский, - продолжает гособвинитель, - своей вины не признал. Позиция, изложенная Соколовским, в суде как минимум странна. Он ранее признавался, что приобрел ручку, а в суде говорил другое.

11.18. В руках у прокурора приличная пачка бумаги. Интересно, это было написано все за сегодня?

Прокурор рассказывает, что ручка – это замаскированный видеорегистратор промышленного производства, что позволяет его отнести к категории средств для негласного получения информации. Лицензии для его приобретения у Соколовского не было.

- Наличие индикатора не переводит это устройство в разряд легальных, - говорит прокурор.
- Факт создания и размещения роликов при обстоятельствах, приведенных в заключении, подсудимый не оспаривает, - отмечает прокурор.

11.23. По всей видимости, мы переходим к статьям об экстремизме и оскорблении чувств верующих.

- Доказательствами подтверждается совершение публичных действий. Преступления по статье 282 совершаются только с преступным умыслом и выражаются в том, что лицо совершает действия явного неуважения к обществу. Подсудимый оспаривает наличие у него умысла. Он пояснил, что целью создания роликов явилось желание донести свои взгляды на злободневные темы. Полагаю, что такая позиция занята подсудимым с целью избежать наказания. Реализация конституционно правовых гарантий имеет ряд ограничений, которые выражаются в запрете пропаганды, выражающей возбуждение ненависти к людям по каким-либо признакам. Преступления, предусмотренные статьей 282, признаются преступлениями против основ государственности, - поясняет гособвинитель.

11.33. Прокурор продолжает:

- Всякое выступление в пользу религиозной ненависти должно быть запрещены законом, о чем говорится в постановлении Верховного суда. Автор визуальных материалов, содержащих хоть один признак возбуждения ненависти или статьи, признается лицом, совершающим экстремистскую деятельность. Факт совершения публичных действий защитой и подсудимым не оспариваются. Очевидно, что сторона защиты пытается создать видимость правовых действий Соколовского, выступая за то что он высказывался на злобу дня. Верховный суд действительно не запрещает критику идеологии. Но формулировка Верховного суда – не единственная по ограничению экстремистской деятельности. Необходимо отметить, что с буквального толкования закона можно увидеть разжигание или возбуждение ненависти или вражды к какой-то группе. Просмотр роликов очевидно говорит о радикальных и категоричных взглядах Соколовского. Очевидно, что целью Соколовского было возбуждение ненависти к христианам, мусульманам и женщинам, которые обладают теми же правами, что и мужчины. Категоричность его заявлений исключает какую либо полемику и научность. Эти высказывания не являются критикой, поскольку не имеют конструктивизма.

11.40. Прокурор полагает, что Соколовский продолжит унижать верующих и высмеивать "чернушно российские реалии", как в ролике "Анус себе заблокируй, Роскомнадзор".

Кроме того, в высмеивании российских реалий прокурор усмотрела покушение на государственный строй.

Наконец, в вину Соколовскому поставили высмеивание президента России.

11.42. Как следует из речи прокурора, Соколовский продемонстрировал антиконституционные настроения своими высказываниями о верующих и представителях Кавказа.

- Так, в видеоролике "Тебя поимели" Соколовский назвал Конституцию "парашей", а президента - пожизненным диктатором. Если человека не устраивает государство, он может сменить место жительства, а не выражаться в нецензурной форме относительно того, что его не устраивает. Данная фраза очень мягко отображает то, что Соколовский делал на просторах интернета. Каких-либо конкретных предложений по улучшению ситуации Соколовский не вносил, - говорит прокурор.

11.49. Обвинитель продолжает:

- О желании оскорбить верующих Соколовский прямо говорит в ролике "Патриарх Кирилл - ты...". В ролике "Тебя поимели" Соколовский прямо говорит, что высмеивает религию. Вместе с тем, не имея юридического образования, он неправильно трактует статью об оскорблении чувств верующих. У нас судят не за атеизм, как утверждает Соколовский. Соколовскому сами верующие говорили о недопустимости оскорбления святынь, но он продолжал свою деятельность.

11.51. Отметим, что ролик "Тебя поимели" не входит в материалы уголовного дела, но прокурор упорно цитирует фразы из этой работы блогера.

- Тот факт, что часть христиан на оскорбились на эти ролики, ничего не значит, поскольку в статье не предусмотрено, чтобы после ролика были неоскорбленные верующие. И предметом суда не был поиск неоскорбленных верующих. Кроме того, эти лица также признавали, что в ролике содержатся оскорбительные высказывания, - отметает прокурор свидетелей защиты.

11.56. Прокурор проехалась по материалам, которые возбудили мусульман на гневные комментарии.

- Очевидно из ряда ролика про ловлю покемонов, что Соколовский выбрал самый большой храм, в котором к тому же шла служба. Из других видеороликов очевидно, что Соколовский целенаправленно знакомился с выступлениями священнослужителей, а потом, используя их, охаивал православные традиции. Он не проповедовал атеизм, а унижал верующих. Юношеский максимализм в данном случае не является основанием для оправдания, - читает далее свою речь гособвинитель.

Прокурор не видит нарушений при сборе доказательств и оснований сомневаться в компетенции экспертов.

12.01. Адвокат Бушмаков слушает прокурора, подперев голову левой рукой. Пальцами правой рукой защитник катает шарик из бумаги.

Текст для прений, подготовленный защитником.

12.04. Прокурор вместе с тем признала, что внутри храма Руслан преступных действий не совершал. Он их совершил, смонтировав ролик.

Гособинитель запросила для Соколовского 3,5 года лишения свободы

12.08. Медленно и верно гособвинитель подходит к оглашению наказания.

12.10. Отягчающих обстоятельств совершения преступления прокурор не нашла, но она видит особую опасность для конституционного строя и для государства в деяниях Руслана. Смягчающими для Руслана являются два обстоятельства: отсутствие судимости и наличие больной матери.

12.16. Штрафы в качестве наказания прокурор просит не назначать, поскольку Руслан официально не трудоустроен. Условное лишение свободы или исправительные работы, как полагает гособвинитель, будет недостаточно для исправления блогера с учетом «опасности деяния», которое он совершил.

- Вся деятельность Соколовского в сети интернет оценивается органами гособвинения как незаконная, поскольку это было его единственным источником дохода.

Гособвинитель полагает, что справедливым наказанием для Руслана будет реальный срок - 3,5 лет лишения свободы. Это с учетом того, что за каждый эпизод Соколовскому запрашивалось наказание по году тюрьмы и по 200 часов исправительных работ. Прокурор предложила отправить блогера в исправительную колонию общего режима.

12.18. В прениях выступает Соколовский.

- Я бы хотел отметить ошибки в речи прокурора. Я уже трудоустроен. Далее пусть говорят мои защитники.

12.21. Встает Бушмаков.

- Вступая в дело, я еще сомневался в невиновности Соколовского. Теперь же я уверен в этом железно. Я еще сомневался, защищать его или нет. Его личность 8 месяцев назад была другой, чем сейчас. Его взгляды изменились и стали более гуманны. Он мне стал нравиться. - Не доказан преступный умысел в деянии подзащитного.

12.24. Бушмаков перечисляет, что за Соколовского вступилась свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, что деятельность Соколовского называли журналистским расследованием и что сам Руслан делал все ради заработка.

- Во многих роликах Соколовский говорил неправду и преувеличивал. Вот с ручкой такое же преувеличение. Это же не наркотик, чтобы сажать за хранение этой ручки, - говорит адвокат.
— Ролики Соколовского изобилуют сквернословием, унизительными характеристиками религии в целом (цитирует адвокат материалы дела). Религии в целом (подчеркивает Бушмаков). Не конкретного верующего какого-то, а религии в целом. Как пояснил в суде эксперт, критика религии и вероучения не является оскорблением конкретного верующего. Нет агрессивных и опасных призывов в его роликах. Соколовский не предлагает уничтожать верующих и мусульман никакими способами. Он говорит об ограничении их прав на участие в выборах и проживание. Безусловно Соколовский язвительно отзывается об интеллектуальных способностях верующих, однако его полемика связана с конкретными обсуждаемыми темами. Уголовное дело получило огромный резонанс не только в России, но и во всем мире, о чем свидетельствует 6 том,  где есть письма иностранных граждан в поддержку Соколовского. В основном-то споры имеют мировоззренческий характер. Темы, которые затронул Соколовский, — вечные конфликтные. Они не имеют определенного ответа. Они предполагают порой такую жесткую полемику. Именно поэтому многими общественными организациями. Дело Соколовского воспринимается как преследование за убеждение. На самом деле проблема не столько в атеистических взглядах Соколовского, сколько в выбранной им форме выражения им мнения, которая по меньшей мере спорна, а для некоторых неприемлемо. Но значит ли это, что он виновен в инкрименируемых ему деяниях, — говорит защитник.

По его словам, как показал допрос экспертов, конфликт перешел в «этическую плоскость», где нарушения этических норм представляют социально опасным деянием.

— Можно ли судить человека за плохой вкус и плохое воспитание. Я считаю, что 3,5 года — это очень суровое наказание, — отмечает Алексей Бушмаков.

Бушмаков признает, что Соколовский мог выбрать неверный тон, но задается вопросом - нужно ли судить за неверное воспитание?

12.31. Далее Бушмаков цитирует отрывок письма Белинского к Гоголю.

Вот цитата из того письма:

«А потому, неужели Вы, автор "Ревизора" и "Мертвых душ", неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то между тем, как православное духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом светской власти. Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ - самый религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности».

Адвокат выразил уверенность, что из Соколовского получится фигура, сопоставимая с Белинским, а все участники процесса уже вошли в историю.

На этом Бушмаков завершает речь и передает слово более техничному адвокату.

12.37. Адвокат разбирает работу экспертов. В особенности обращает внимание на Алексея Старостина, который по своей инициативе отсмотрел ролики, не относящиеся к делу.

- Это как если бы он нашел отрезанное ухо и занялся бы им вместо следователя, - говорит защитник.

12.41. Кроме того, замечает адвокат, в обвинении не указано какой-либо национальности, которая была унижена.

- Он и сам не имеет определенной национальности, мать - русская, отец - татарин. По улицам у нас не ходят группировки в футболках с лицом Соколовского. Семья его... Давайте поговорим о его семье. Его мама не имеет своего жилого помещения и нуждается в лекарствах. Кроме мамы у него никого нет. Руслан также является учащимся-заочником. Далее. У Соколовского нет ни одного правонарушения. Он даже дорогу в неположенном месте не переходил! - отмечает адвокат.

12.44. Защитник продолжает:

- Статья 138.1 предполагает, что лицо должно быть наказано за приобретение спецсредств. За хранение наказание не предусмотрено. В материалах дела вообще нет ничего про то, что у кого и при каких обстоятельствах были приобретены спецсредства.

12.47. Стороны перешли к репликам. Прокурор отвергает слова защиты, что Соколовский никого не призывал к насильственным действиям.

- Закон об экстремизме четко говорит о том, что подпадает под эти действия, - говорит гособвинитель.

12.49. По вопросу национальности прокурор повторила, что речь идет о кавказцах.

Бушмаков встал со своей репликой:

- Полагаю, что излишне квалифицировать каждый ролик по двум статьям. Очень хочу послушать, как в приговоре квалифицируют верующих и их чувства. Любопытно, что раз в год выносят такие приговоры и все они прецедентны. И я так и не понял: можно ловить покемонов в храмах, или нет. Но это уже больше риторический вопрос, - говорит адвокат.
- Вот нашли у человека ручку. У прокуратуры это конек: нашли ручку - виноват. Это нарушение презумпции невиновности. Ваша честь, я надеюсь на ваш здравый смысл! Прошу оправдать Соколовского.

12.52. Встает второй адвокат.

- Вы просите колонию общего режима. А чем вас колонии-поселения не устраивают? Что же вы их так принижаете. И что в личности подсудимого страшного, чтобы давать колонию общего режима? Он не пьет, не дебоширит, - отмечает защитник.

12.54. Адвокат переключился на критику центра Э (центр противодействия экстремизму МВД России). Он пригрозил написать на сотрудников полиции уголовное дело по статье «Халатность», за то что они не заметили ролики Соколовского.

- После того как были выявлены ролики, ведется работа о подаче искового заявления об ограничении доступа к этим роликам, - говорит прокурор.

13.00. Защитник продолжает: 

- Краеугольный камень в этом деле - это заключение экспертов. Это, извините, эксперты обвинения делали по своим методикам экспертизу.
Последнее слово Руслана Соколовского

13.03. Руслану Соколовскому дали последнее слово:

— Я в шоке от запрошенного срока - 3,5 года, - начинает Соколовский. - Это странно, но, возможно, у них были для этого какие-то их основания... Я уже в курсе что из себя представляет наши колонии обшего режима и, думаю, все присутствующие в этом зале прекрасно это понимают. Прежде всего я хотел бы отметить, что являюсь атеистом, космополитом, либертарианцем и я не вчера им стал, я эти взгляды проповедую на протяжении долгого времени. Это подразумевает, что у меня на данный момент нет никакой своей религии, мне неинтересны религии, потому что я считаю, что, по большому счету, они не нужны. У меня нет своей национальности, да, безусловно, я наполовину русский, но обвинения в том, что я на почве своих националистических взглядов занимался экстремизмом, – они очень странные, потому что я русский всего лишь наполовину, как меня можно в этом обвинять, не понимаю. Кроме того, я считаю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и я не нарушил ничьих прав и свобод, потому что я никому не мешал иповедовать ту веру, которую они предпочитают. Да, может, я кого-то критиковал, но тем не менее я никак не мешал их деятельности. Хотел бы также отметить первое — свою позицию к религиям, второе — отношение к законам по которым меня судят. Итак, первое — религия. Мое отношение к религиям не изменилось, и я согласен с вопросом, что вере в Бога в современном мире нет места. Это законно и абсолютно нормально, хотя в экспертизе писали, что отрицание Бога является преступлением, что само по себе странно. Хочу заметить, что меня держат взаперти, и за три месяца, что я побывал в СИЗО, у меня изменилось мнение о верующих. У меня была возможность пообщаться с большим количеством верующих. В СИЗО есть и православные и мусульмане. Весь контингент, который поголовно находится в лагерях и СИЗО, все являются религиозными. Мне удалось очень плодотворно пообщаться с ними, и я изменил свое мнение. Да. Там были верующие, которые угрожали мне изнасилованием и угрожали, что если я окажусь в лагере, они со мной это сделают. Надеюсь, я там не окажусь. Тем не менее, я понимаю, что объективно верующие – это люди, которые зачастую могут получить очень плохую и очень негативную реакцию от чьих-то слов. Самая примечательная история, которую я приведу в пример, – об ученом Павлове. Он был атеистом. Однажды в гости к нему пришел семинарист, который долго с ним дискутировал, всю ночь напролет, о Боге. И Павлов изложил очень много аргументов об отсутствии Бога, и семинарист в своей идеологии разуверился. И утром этот семинарист повесился. Подобные истории демонстрируют, что если у верующих произойдет парадигмальный сдвиг в голове, они могут повести себя подобным образом. Именно это я и понял. Я понял, что верующим нужна религия, чтобы она их поддерживала. Это взрослые люди, которым нужны родители, чтобы не чувствовать себя одинокими. Таким образом, я изрядно изменил свое мнение о верующих. Далее я хотел бы изложить свою позицию по статье 282. Состава преступления нет, мои действия не носили насильственного характера, потерпевших нет. Состав преступления формируется экспертизами. Как вы заметили, одни эксперты говорят, что я невиновен, другие что виновен, и непонятно кому из них верить, потому что и те и другие обладают большой квалификацией. Я хочу заметить, что я получил большую поддержку со стороны общественности. В том числе со стороны журналистов. Спасибо вам большое. Я получил большую поддержку со стороны гордумы Екатеринбурга. Многие депутаты высказывались в мою поддержку. Сюда приходил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Почему я получил такую поддержку? Потому что объективно всем понятно, что я не экстремист. Может, я идиот, но не экстремист. Такова моя позиция. Ну и по поводу наказания. За какие-то слова в интернете, за какие-то видеоролики человек может получить до пяти лет, и мне запросили 3,5 года. Притом общего режима. А мы знаем, что это место, где люди умирают от туберкулеза, где они насилуют друг друга, это место где постоянное автоматическое насилие. С «двойки» (ИК-2 в центре Екатеринбурга. — Прим. ред.) регулярно вывозят трупы, и журналисты знают об этом. И да именно такое наказание запрашивают за то, что человек что-то сказал в интернете. Он просто негативно высказался. Даже эксперты сказали, что вина заключается в том, что он высказал мат. Я не понимаю, почему мат является экстремизмом в том случае, если он был применен. В свое время давным-давно людей сажали на десятилетия за то, что они матерно пошутили про коммунизм, про Сталина. Сейчас меня хотят посадить на 3,5 года на общий режим за то что я пошутил матерный анекдот про православие и патриарха Кирилла. Я не понимаю, как это возможно, но это возможно.

13.12. Выступление Соколовского закончилось. Судья объявляет, что она удаляется в совещательную комнату до 11 мая. К этому времени она должна написать приговор.

13.13. После суда выходит адвокат Бушмаков.

- В российских судах условный срок является оправдательным приговором. Практика российского судопроизводства позволяет мне говорить, что приговор будет обвинительным - говорит адвокат.

13.25. Итак, у судьи уйдет меньше двух недель на написание приговора по 17 эпизодам, которые вменяют Соколовскому. Обвинение затребовало для Руслана 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима.

Защита просит оправдать его по всем эпизодам, включая обвинение с ручкой.

Напомним, что адвокат Алексей Бушмаков ранее назвал экспертизу обвинения готовым приговором.

На этом мы завершаем НАШУ трансляцию.