Год назад, утром 13 мая 2019, в сквере около Театра драмы внезапно появился забор. Как позже выяснилось, территорию отдали под строительство храма святой Екатерины.
Читайте все НАШИ материалы на эту тему ТУТ.
День первый
Часть горожан оказались не подготовлены к такому событию и предложили ак-то защитить парк. Началось все с призыва в соцсетях "пойдемте туда гулять". Сначала на место пришли сотни екатеринбуржцев, к вечеру их количество выросло до нескольких тысяч.
Напомним, сначала протест был мирным: дети, взрослые, пожилые люди сквер обнимали за периметром забора, там пели песни, кричали "Скверу быть!". А с другой стороны молча стояли люди из охраны и экипаж полиции. К вечеру ситуация стала накаляться и люди повалили забор. Все прошли на территорию сквера, кто-то устроился на пледе на траве, другие поставили палатку. А к ночи сюда подтянулись борцы Академии РМК и вытолкали всех с территории, поставив забор обратно.
День второй
С каждым днем противостояния ситуация накалялась. С одной стороны, за забором, стояли бойцы РМК, ОМОН, Росгвардия, полиция, с другой – горожане, которые хотели отстоять сквер. Долгое время от администрации не поступало реакции на события, всех просто просили успокоиться и разойтись.
– Документы все оформлены верно, все делается по закону. Земли отданы под строительство храма, – отмечали в официальных источниках.
День третий
Сотни людей были задержаны силовиками, части протестующим были выписаны административные аресты и судебные штрафы. Екатеринбург называли то "городом храбрых", то "городом бесов". Каждый день люди приходили к скверу, а силы полиции и ОМОН выталкивали их из территории, расширяя периметр. Забор тем временем превратился в бетонный капитальный, а мирный протест чуть ли не в гражданскую войну.
День четвертый
В итоге новости дошли до президента РФ. И получив вопрос от уральского журналиста на пресс-конференции, Путин посоветовал "разобраться в ситуации и выслушать всех".
В итоге к народу вышли и экс-мэр Евгений Ройзман, и нынешний глава города Александр Высокинский, который предложил приостановить строительство и перейти к мирным переговорам. Было решено убрать все из сквера, собрать на обсуждение другие площадки и провести общегородской опрос.
Чем закончилось противостояние
Опрос провели в октябре 2019 года. На рассмотрение было вынесено три площадки, большинство остальных, предложенных горожанами, не стали рассматривать. В итоге большинство проголосовали за строительство храма на другом берегу пруда, на месте бывшего здания Уральского приборостроительного завода. С тех пор ситуация пока не меняется, к сносу и постройке не приступили.
А что сейчас..?
Мы опросили активных участников тех событий, что у них поменялось за год и как те события отразились на городе.
– Сквер на месте – это хорошо. Самое плохое – дела не закрыты. Ничего не поменялось. Активных горожан стало больше. Но этим горожанам вновь приходится доказывать очевидное. Я не пожалела, что участвовала. Вписалась в это давно и еще бегу этот марафон, – рассказала НАШЕЙ Анна Балтина, создатель группы "Парки и скверы Екатеринбурга", чей призыв погулять в сквере год назад привлек внимание и горожан, и полиции.
Как НАШЕЙ прокомментировала общественница Екатерина Лахтикова, которая год назад активно защищала сквер в образе Матери-природы, вся эта история была не зря.
– Она показала людям, что без усилия ничего в этом мире не будет работать в их интересах. Право на благополучную среду обитания есть только в Конституции. В жизни оно не работает, потому что просто невыгодно застройщикам и их марионеткам во власти. Вместо того, чтобы начать у людей спрашивать, каким они хотели бы видеть город, свой край, власти продолжают потакать амбициозным планам "кормильцев" и наказывать жителей за протесты, – отметила активистка.
Она отметила, что самозахват зеленых территорий под капительное строительство в Екатеринбурге продолжается.
Также их поддерживает и координатор "Открытой России в Екатеринбурге" Владислав Постников.
– О том, что история произошла, не жалею. Екатеринбург проявил себя городом, где жители обладают настоящим гражданским достоинством и показали себя таковым всему миру. Сквер стал нарицательным и вдохновил людей в других регионах России на мирные гражданские протесты, которые мы и увидели летом 2019 года. Люди, убежденные в своей правоте, стали увереннее отстаивать свою точку зрения, – отметил он.
Он рад, что история дала городу новых гражданских активистов.
Также по поводу годовщины "скверной истории" высказался и депутат-общественник Дмитрий Головин.
– Год назад наш город восстал против попов. Против невежества и мракобесия, против унылой затхлости и сермяжной приплюснутости навязываемых нам ценностей, против серости и однообразия. Город хотел быть веселым, молодым, разноцветным, ярким, немного шальным и свободным. Я рад, что год назад у нас случилась "скверная история", рад, что принимал в ней участие, рад, что у попов получилось не то, не так, не там, – отметил он. – Повторю в сотый раз: нет – попам, храмам и прочему религиозному дурману, да – исследовательским центрам, лабораториям и научным исследованиям!
Фото: архив НАШЕЙ, Екатерины Бормотовой, Марины Подкорытовой, соцсети героев публикации, из открытых источников.
Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!